На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Либерализм победит сам себя

1. Либерализм как убийца Запада и угроза России

Духовная альтернатива либерализму только одна - христианская православная вера. В плане земной истории человечества - в том числе России - эта вера имеет непреложную небесную цель, и никакие человеческие и сатанинские силы не в состоянии её преодолеть или отменить: Бог поругаем не бывает.

Что касается ближайших социально-культурных перспектив тех стран и народов, которые ещё недавно называли себя христианскими - это прежде всего Европа и США - то сегодня там господствует либерализм в религиозном, нравственном, экономическом и политическом смысле этого слова. Нам надо осознать тот факт, что либерализм на постхристианском Западе уже победил, он стремится к победе и в России, а такая победа по сути означает временное религиозное поражение человеческого духа, ведущее (как ни страшно это сказать) к очередной войне и очередной революции.

Современный постхристианский Запад свел вечность ко времени, сущностные ценности - к инструментальным, соборность - к индивидуализму. Бесспорным достижением европейской цивилизации стал суверенный индивид как субъект права и культуры, однако утрата таким субъектом духовного содержания привела его к опасным нравственным и политическим опытам со свободой, вплоть до союза с Мефистофелем (Фауст). Прав был Ницше: для новой Европы Бог умер. Набрав колоссальную производительную динамику, современный Запад переживает завершение проекта модерна - постмодерн. В содержательном плане его характеризует исчерпание абсолютизированной свободы, оказавшейся в религиозной пустоте. В культуре это ведет к ликвидации граней между действительным и возможным, то есть к господству чистой мнимости (знаки без предметов, спекулятивная экономика, «общество спектакля»). Культура вырождается в старческую постмодернистскую «игру в бисер». Когда сказать по существу нечего, остается говорить о говорении, писать о письме - ситуация Нарцисса, ловящего в зеркале ускользающее отражение, да и то без особой охоты. Утвержденный исключительно на своём Я, западный человек стал не нужен Богу; не интересен он такой и самому себе.

В области социально-политической практики современный Запад гордится «открытым обществом», плюрализмом мнений и оценок, однако на самом деле под флагом гуманистической свободы он отверг единую мировоззренческую (и тем более религиозную) истину как слишком принудительную, «тоталитарную». Истина в том, что истин много - вот последнее слово Запада на уровне философской политики и политической философии. Цивилизация Новой Европы и Америки покинула Дух и сама оказалась покинутой Духом. Её стратегии в ХХI веке направлены на сакрализацию прав человека и достижение им успеха (наслаждения, богатства, власти) на этой земле, то есть обеспечение элитарного «грешного рая». Такой проект является - и не может не являться - великой утопией: экологический предел природы (ресурсов на всех не хватит) и нравственный коллапс культуры, не различающей больше правду и кривду, серьёзное и смешное, мужское и женское, полет и падение. Несомненно, что такая цивилизация долго не протянет. Тем более, что она накопила горы оружия, а даже незаряженное ружье раз в жизни стреляет. Лет через 15 - 20 ядерная бомба может стать достоянием многих даже небольших стран, не говоря уже о мощных сетевых организациях, превосходящих иные страны и по территории и по бюджету. Человечество всегда воевало, и нет никаких основания думать, что оно перестанет это делать в третьем тысячелетии. Опасность постмодернистского либерализма в том, что, по сути, он есть практика постжизни, или попросту говоря, смерти. Да и что ещё делать Нарциссу, пережившему самого себя? Конец истории, вопреки Ф.Фукуяме, может наступить не от всеобщего либерального умиротворения, а от войны всех против всех, предсказанной в Апокалипсисе. Постмодерн не дает этой войне реальной альтернативы, он только до времени маскирует, и одновременно разжигает её. Подкладывает щепки во все мировые костры. Существует, правда, проект т.н. «мирового правительства», но он предполагает новейшую электронную помесь феодализма с рабовладением - на мой взгляд, выход не лучший. Настоящая защита от глобального кризиса, то есть от духовного саморазрушения человеческого мира - это вера в абсолютную реальность и ценность вечной жизни, даруемой Богом. Как говорится, иного не дано.

2. Существует ли русская альтернатива?

Итак, несомненная победа либерализма на Западе означает его фактическое религиозное и нравственное поражение, финалом которого оказывается «война всех против всех» - как холодная, так и горячая. Фундаментальной причиной такого состояния является безбожие, бороться против которого можно только изнутри, а не извне. Нельзя никого заставить верить. Вера (как и грех) изначально свободны - в этом суть христианства. Прав В.Тимаков, утверждающий, что «невозможно поднять людей на борьбу против свободы. <...> Заявить человеку, что свобода вредна, значит - поставить под сомнение его личное достоинство» (Тимаков В. «Либерализация и вестернизация: риски и встречные меры» - РНЛ, 19.10. 2010). Однако значит ли это, что сопротивление бесполезно, русские такие же духовные мертвецы, как и европейцы, а Россия разделит (или уже разделила) декадентскую судьбу Запада подобно тому, как она в лице своих либералов стремится в ЕС, в НАТО и т.д.?

В.С.Соловьев в свое время четко сформулировал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Вся наша история и география (а они, понятно, не случайны) указывают на русскую задачу в мире - задачу преодоления соблазнов нехристианского Востока и постхристианского Запада, тоталитарного коллективизма и индивидуалистического множества, бесчеловечного восточного бога и безбожного западного человека. Речь идет о России именно как мировой посреднице между «отвлеченными началами» - традиционализма и модернизма, личности и державы. В этой связи Соловьев указал для России опасность «панмонголизма», то есть бездушного, пусть даже и высокотехнологичного, «человейника»:

От вод малайских до Алтая

Вожди с восточных островов

У стен поникшего Китая

Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы

И ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:

Орел двуглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,

Кто мог завет любви забыть...

И третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

Можно сказать, что в этом стихотворении мы имеем одно из самых тревожных футурологических прозрений Соловьева. Чуть ранее о китайском нашествии, которым будут пожраны «распустившиеся в европейской буржуазии» народы, писал К.Н. Леонтьев. Позднее с теми же мотивами выступили Д. Мережковский и А. Белый, у которых эта тема разрастается впоследствии до чудовищного слияния дальнего Востока с дальним Западом, Японии и Китая - с Америкой (всемирный чайна-таун).

Сегодня, через сто лет после этих «алармистских» предсказаний, мы можем воочию наблюдать, что их актуальность не только не уменьшилась, но увеличилась с течением времени. Глобальный «панмонголизм» («китайщина», она же «американщина») - это пошлейший нигилизм и безразличный к истине мировоззренческий и практический позитивизм, быстро заволакивающий своей смертельной пеленой духовную жизнь людей и целых народов. Нынче мы уже видим экономический союз Америки с Китаем - дальше вполне вероятен союз метафизический и мистический. На светском языке это называется глобализацией - управляемая «интеррелигия», спекулятивная экономика, постмодернистское искусство, виртуальный секс. Проблема для России не в том, чьим сырьевым придатком (Запада или Китая) она станет, а в том, сумеет ли она реализовать свой духовно-интеллектуальный потенциал на собственной православной почве. Пусть это будет МГУ, Саровский ядерный центр, Сколково - важно, чтобы они служили русской идее: живи не так, как хочется, а так, как Бог велит. На протяжении столетий Россия «держала щит меж двух враждебных рас монголов и Европы» (А.Блок). Если она опустит этот щит, и Третий Рим действительно падёт во прах, духовная история человечества закончится.

Как показывает история, православно-русская цивилизация обладает достаточно прочной структурой, воспроизводя её заново после каждого исторического погрома. Так было в смуту ХVII века, после петровских реформ, после 1917 года. Так происходит и сегодня. Переворот 1991 - 1993 годов и даже распад СССР не вылился в «цветную» революцию в России, оставшейся, в собственном цивилизационном пространстве-времени, не променяв его на периферию чужого ценностного хронотопа. Никакая политическая суета, вроде выборов нового президента и парламента, не смогут поколебать фундаментальной цивилизационной идентичности России, как бы она ни мешала тем или иным либеральным политтехнологам. Место России - не между Востоком и Западом (так она может попасть - и уже попадала - между двух жерновов), а в творческом преодолении их односторонностей.

Сейчас предпринимаются гигантские усилия, чтобы преобразовать наш выстраданный национальный архетип, раздробить русский народ по кланам и сектам, дабы он перестал быть самозаконным субъектом собственной и мировой истории. Однако до сих пор против этого ядра русской православной цивилизации были бессильны все революции модерна. России, как известно, принадлежит более половины всех разведанных мировых ресурсов - угля и алмазов, нефти и газа. Цена этого богатства, несомненно, будет возрастать прямо на глазах. Но ещё быстрее будут расти в цене духовные запасы Православия, ибо только они смогут защитить людей - в том числе и наших братьев на Западе - от прямого воздействия демонов в катастрофическом ХХI столетии. Для спасения мира в наступившем веке понадобятся не ракеты и атомные бомбы (которые, вероятно, скоро станут доступны едва ли не любой крупной банде), а православный воин Иоанн, он же Иван-царевич, он же Иванушка-дурачок, который не гордится, не вожделеет славы и не помнит за другим зла. Иными словами, понадобится человек, способный на дар и на жертву, а не только на эквивалентный юридический и хозяйственный обмен. Главное дело русского воина Иоанна будет заключаться в защите храма от рынка, то есть в утверждении непродажных сегментов цивилизации. Нельзя допустить овладения центрами отечественной культуры, государства и даже Церкви человеком денег - этим нравственно худшим типом человека. Способный на противостояние деньгам духовный воин существует в настоящее время только в России, и вот он-то и есть главное богатство нашей земли, которую исходил в рабском виде Небесный Царь. По терминологии В.Тимакова, это наша «конкурентная концепция либерализации»: не желая и не умея комфортно устроить жизнь в условиях онтологического греха, Россия (точнее, Святая Русь) самим свои существованием взрывает благополучие либерально-модернистского мира. Как сказал замечательный немецкий поэт Р.-М. Рильке, Россия граничит с Богом. Если нам удастся сохранить эту границу в эпоху торжествующего постмодерна и глобализации - это и будет ответом Православия ХХI столетию. Победа либерализма - это пиррова победа: он сам роет себе могилу.

В заключение хочется пожелать - и либералам в том числе - не путать вчерашнее или даже завтрашнее с вечным. Концепции приходят и уходят, социально-культурное будущее шлет нам неопознанные сигналы, однако мир в каждое мгновение творится любящей рукой Бога, и пока это так, он рискован и охраняем одновременно. История слишком серьёзное дело, чтобы целиком поручать его человеку. Претензии модерна и призраки постмодерна - не более чем острова в мировом океане, и он давно уж захлестнул бы Россию, если бы Творец не заботился о ней, обращая её поражения в победы. Бог хочет, чтобы Россия существовала - в этом всё дело. С точки зрения любого ratio - политического, экономического, социокультурного - России уже давно не должно было бы быть, и, однако, она есть и будет. Конечно, наша история осуществляется как испытание: благополучием и комфортом здесь не пахнет. Но разве для сытости и удобства изгнан человек из рая? Русский - тот, кто любит Россию и свободно разделяет её земную и небесную судьбу.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член исполнительного совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга

 

Картина дня

наверх