На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рукотворный окаем веры

Или Богом благословенная обитель Сегодня мне предстоит рассказать об одном из самых духовно значимых событий паломничества по Волжским святыням на теплоходе «Алексей Толстой», прекрасно организованной фирмой «Самарские путешествия». Кульминацией маршрута стала однодневная поездка в величайшую обитель православия – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Созданием и благоустроением этого монастыря снова и снова подтверждалась точка зрения наших предков на значение обителей в деле спасения православного человека. И мы, сев в комфортабельные, приспособленные для многочасовых переездов, оборудованные по последнему слову техники автобусы, словно на машине времени поехали через прекрасные лесные просторы средней полосы России к жемчужине Православия, известной далеко за пределами нашей Родины, которая кроме Иверии, Афона, Киево-Печерского монастыря стала четвертым уделом Вселенского жребия Пресвятой Богородицы. Три века назад Пречистая дева указала людям на это место через рязанскую помещицу Агафью Семеновну Мельгунову, явившись ей в Киеве и повелев идти в землю, которую укажет на севере России. Богородица рекла: «И будет место где Я укажу тебе окончить Богоугодную жизнь твою и прославлю имя мое там ибо на месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобой». Так, с благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю.
Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе. Место это было, по словам очевидцев, необыкновенно красиво и еще задолго до прихода сюда в конце XVII века основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали жители окрестных деревень, что из-под земли раздается перезвон колоколов и видели дивное свечение, указывающего на будущую святость этого места. Монастырь отличался строгостью устава по примеру Афонских обителей. Пещеры, вырытые в горе, были местом подвигов первых Саровских богомольцев. Не доходя двенадцати верст до Сарова с селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у Западной стены деревянной приходской Церкви. Здесь ей вновь явилась Богородица и женщина услышала: «Вот то самое место, которое я повелела тебе искать на севере России...Я всегда буду с тобой, и всегда буду посещать место это и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это четвертый жребий Мой во вселенной». В полной мере сбылись эти замечательные слова. И угодник Божий преподобный Серафим Саровский немало потрудился здесь, в этих Богом благословенных местах. Но об этом позже. А пока хотелось бы поразмышлять о значении монастырей вообще и Дивеевской обители в частности. В мировоззрении русского человека той эпохи иноческий идеал занимал одно из первых мест. Если это утверждение и не совсем безусловно для XI и XII вв., то относительно XIV или XV вв. уже не приходится сомневаться в его правильности. Этот идеал влиял на миросозерцание нашего соотечественника, придавая ему аскетическую окраску, и определял его отношение к монастырю. Монастырь — это «святое место», «дом Ангелов», иноки связывают земной мир с ангельским миром, и как Ангелы сияют перед монахами, так монахи сияют перед мирянами. Монастырь и «равноангельный монашеский» чин — это промежуточные ступени на лестнице, уводящей от грешной, чувственной земли на Небо. Идея спасения души, которое должно начинаться уже здесь, в подвиге одоления своей бренной плоти, богоугождении, смирении и послушании стояла в центре религиозности той эпохи. Верующие души взирали на человеческую жизнь как на поприще для бесовских искушений и твердо верили, что победоносную борьбу с ними можно вести лишь внутри монастырской ограды. Уместно указать на главенствующую роль старческой педагогики, которая зародилась, укреплялась и передавалась от поколения к поколению именно в общежительных монастырях, устами духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Александра (Васильева): «Необходимость в руководителе-отце, (духовном педагоге) очевидна сама по себе. Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самому или соделывать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого же раза надо отдать себя кому-нибудь под науку в сем. Вступил он на новый путь, совершенно безвестный ему путь, пусть же пользуется верным указанием, а не останавливается на одних своих догадках. Сколько неоцененного добра заключает в себе старческое окормление (то есть руководство), как облегчает оно борьбу со врагом, как подкрепляет в минуту уныния, малодушия, как поддерживает и направляет в случае падения или сомнения, каким верным покровом от вражеских бурь служит оно всем, кто, не сомневаясь, прибегает к его мощному действию». Так было всегда, и когда сегодня, некоторые из нас-грешных начинают искать недостатки у монахов и отсутствие бывшей некогда благодати в монастырях, хочется вспомнить некоторых учеников Спасителя - апостолов, которые и ему пытались объяснить, что действует он неправильно, а деньги потраченные на масло, лучше бы раздать нищим. По пути в Дивеево мы миновали известный сегодня многим Саров. Это уникальное место на карте российской: там память о преподобном Серафиме соседствует с новейшими ядерными разработками. И в этом нет противоречия. Только мы это открыли совсем недавно. Святой молился во славу русского оружия, на этом месте он вымаливал у Господа победу русских над Наполеоном, создавая духовный, молитвенный щит Православия, защитную кайму веры русских людей. Позже в Сарове делают оружие, которое полвека сохраняло жизнь на земле, являясь противовесом и веским аргументом в холодной войне против нашей страны. Со дня канонизации Преподобного, когда император Николай II нес на плечах мощи всенародно любимого батюшки Серафима, все эти долгие сто с лишним лет русский народ не был одинок и он жил вместе со своим молитвенником и предстателем. Батюшка Серафим благословлял труд физиков-атомщиков, тянулись в окрестные места, освященные лишь близостью к ставшей закрытой обители великого старца и вереницы крестных ходов, и одинокие паломники. Это еще раз доказывало, у каждой православной страны есть свой молитвенник пред Господом, который молится за «всех и за вся». Сначала им был Сергий Радонежский - он вымолил избавление от татарского ига - и до дня убийства императора Павла молился за весь наш народ, затем его сменил Серафим Саровский, родившийся в один год с убиенным императором Павлом, а 1917-м году под Свое покровительство нашу страну взяла Сама Пресвятая Богородица, явив миру чудотворный образ «Державная». Место, о котором речь - очень непростое, заповедное. Имеет оно древнюю и очень трогательную историю. Когда-то еще при князе Владимире "Красное Солнышко", как гласит предание, орудовали в этих Сарынских (как тогда говорили) лесах двенадцать разбойничьих шаек. И атаманом у них был Клыч. Жили они в пещерах и землянках - около своего разбойничего города Сарынска. И послал против разбойников князь богатыря Илью Муромца с дружиною. Муромец, конечно, победил врагов. Остался один Клыч. Был у двух богатырей поединок, и никто не одержал победы. Тогда они побратались и поехали к князю. Владимир пожаловал Илью воеводою над Муромом, а Клыча над Сарынском. Дремучий народ принял веру православную, и жили все мирно вплоть до татарского нашествия. Татары переименовали город в Сара-Клыч. А при Иване Грозном Сара-Клыч был уничтожен поволжскими разбойниками, облюбовавшими здешние пещеры. Но вскоре суждено было этому месту стать прибежищем иноков - подвижников, которые и основали Саровскую обитель, названную так в честь речки Саровки. Монастырь стал, как теперь бы сказали, градообразующей структурой. Но прославить эти места суждено было в XVIII веке купеческому сыну из Курска Прохору Мошнину, ставшему иноком Серафимом. К нему ехали и знатные господа и простые люди за добрым словом и исцелением. Так Саров - город посреди дремучего леса -превратился в духовный центр России. Дореволюционный писатель Петр Поляков писал о его окрестностях: "Этот поистине дремучий лес растянулся на границе Нижегородской и Тамбовской губерний на двадцать-тридцать верст в поперечнике, и состоит он по преимуществу из гигантов сосен и елей, между которыми попадаются деревья в несколько обхватов. Но и в последнее время медведи не перевелись здесь: они часто попадаются навстречу путникам и пугают их, хотя никто не слыхал, чтоб Саровский медведь обидел кого-либо. Это им заповедано от батюшки Серафима". Вспомним иконку с изображением сидящего на стволе поваленного дерева отца Серафима с мешочком какой-то еды, скорее всего пирожков мирно стоящего рядом его друга-медведя. В бурном XX веке в заповедном лесу вырос секретный город, сменивший за свою пятидесятилетнюю историю десяток названий, самые известные из которых: Объект, Приволжская контора, Кремлев, Арзамас-16. Так в разные годы называли родину ядерной бомбы. И те, кто попадал за "колючку", становился отрезанным от внешнего мира. Часто тайные связи обнаруживаются самым неожиданным образом: когда-то в этих местах трудами Святого Серафима ковался духовный щит России, а начиная с 1946 года творился - ядерный щит Родины. Но надо ли было для создания ядерного щита разрушать те святыни, которые являлись столпами российской духовности? Первые секретные лаборатории размещались в стенах монастыря - вернее в остатках монастырских построек, пригодных для этих нужд. Сам же великолепный монастырский комплекс взорвали. Народ безмолвно взирал на это варварство. В здании главного храма разместили драматический театр, в другой небольшой церкви - ресторан. Уцелела одна лишь колокольня, ставшая в наши дни визитной карточкой города. Правда, и ее хотели взорвать как ориентир для шпионов, но к тому времени уже был запущен первый спутник, и ученые убедили власти, что космические разведчики найдут и другие ориентиры. Зато из соображений секретности засыпали подземную церковь, подобной которой в России нет. По преданию в село Дивеево - это порядка 20 километров от Сарова - вел подземный ход. Есть он или нет, в начале 50-х проверять не стали. На монастырской колокольне за две недели до начала торжеств в честь 100 летия со дня канонизации святого установили крест, появился и новый четырехтонный колокол - подарок Президента Российской Федерации. Кризис духовных побед.

Продолжение в комментариях:

наверх