На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ

 

 

 

 

На снимках: участники встречи со Светланой Копыловой 

В декабре прошлого года жители Самары ожидали приезда автора и исполнительницы песен-притч и баллад Светланы Копыловой. Учителя Основ православной культуры уже задолго познакомились с ее творчеством: слушали записи, передавали друг другу, рады были видеть и слышать ее мудрые песни по православному телевизионному каналу «Союз», а при случае использовали притчи на уроках.


В личной беседе со Светланой Вадимовной Елена Павловна Бельчикова, проректор по науке Самарского ИПКРО, как-то упомянула о внимании учителей к ее творчеству. Светлане Вадимовне показалось интересным, как притчи помогают воспитыватьшкольников. Обычно перед ней концертная аудитория. Елена Павловна беседу не забыла, и когда было объявлено о приезде поэта и композитора в Самару, обратилась к ней с просьбой поучаствовать в обучающем семинаре учителей накануне концерта в Доме ученых. Светлана Вадимовна любезно согласилась. Встреча состоялась в конференцзале Самарской семинарии. На встрече присутствовали архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, преподаватели семинарии, учителя школ города и области, семинаристы, студенты вузов – учащиеся межвузовской кафедры теологии и истории религий. Прекрасным было само начало: хор Самарской семинарии под управлением игумена Никона (Ратникова) торжественно приветствовал Владыку, гостью, слушателей исполнением новых произведений. Прозвучали русские народные песни «Както ранним утром», «Вниз по матушке по Волге» и «Вдоль по улице метелица метет». Хочется с благодарностью заметить особое попечение Владыки об учителях. При всех многочисленных трудах в епархии он нашел время присутствовать на семинаре, внести особую значимость в его проведение.


После выступления хора было сделано сообщение о жанре притчи как самом древнейшем из всех жанров словесного творчества. В буквальном переводе с греческого (parimia) означает «придорожная », житейская мудрость, краткая история дидактического характера. В религиозной традиции притча имеет значение Божественного откровения. Повествование ее от частного восходит к закономерности, быт приравнивается к бытию, стирая границы времени. В Священном Писании пребывает отдельная Книга Притчей Соломоновых, но и факты жизни человека есть притча. «Он поставил меня притчею для народа », – говорит многострадальный Иов (Книга Иова 17,6). В псалме 43,15 царь Давид говорит от имени народа: «Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками». Христос говорит притчами не только потому, что это доходчиво, но и потому, что в них содержится антиномия временного и вечного. С древних времен все виды искусства носят притчевый характер. В центре истинного искусства всегда стояние человека перед Богом: его падение, восхождение, удаление и приближение. Человек – текст, читаемый в поступках, внешнем образе, в глубоких внутренних переживаниях, в речи. Об этом и поет в своих притчах Светлана Вадимовна Копылова.


Со вниманием и радостью слушали знакомую притчу – о близнецах в материнской утробе.


Жили два близнеца в материнской утробе,


И другому один как-то высказал мысль:


  • А ты знаешь, мне кажется, есть после родов

    Удивительная и прекрасная жизнь.

     

    И другой, потянувшись под маленьким сводом,

     

    Тут улыбки беззубой своей не сдержал:

     

  • Это просто смешно – верить в жизнь после родов,

     

  • Брату верующему в ответ он сказал…

    Вот так, как неродившиеся младенцы, рассуждали несколько лет тому назад многие из нас. Проходили годы – «грех предо мною есть выну». С грустью думали о современных «младенцах».


Песню «Окно» о позднем и тяжком раскаянии завистника слушали параллельно с мультипликацией. По замечанию учителей, она прекрасно понимается даже младшими учениками.


Балладу о собаке учителя слышали впервые. У многих были слезы на глазах, когда исполнительница поведала как проучил Бог жестокосердого человека, задумавшего утопить старую собаку, надев ей на шею веревку с камнем. Лодка перевернулась, и хозяин стал тонуть. Чудом слетела веревка с собачьей шеи. Собака спасает хозяина, верность ее преобразила человека. Он принес собаку на руках в дом, покоил ее до конца дней, пока не «нашел ее в кустах с застывшей благодарностью в глазах».


В творчестве Светланы Копыловой можно встретиться с необычными, совершенно оригинальными жанрами. Таким, например, как житие в песенной форме. «Две Марии» – произведение, созданное большим дарованием. Богородица Мария посмотрела с укором на Марию-блудницу. И такова была сила скорби и печали в этом взоре, что грешница Мария «опустилась на колени под грузом ей содеянных грехов» и поняла – в этом мире ее больше нет. Сорок лет в пустыне Египетской обретала она святость. А легенда о работе Леонардо да Винчи над полотном «Тайная Вечеря »… С молодого натурщика писал художник образ Иисуса Христа, но никак не мог найти натуру для образа Иуды. Три года провел он в поисках и пришел туда, где начинал писать картину. Ему встретился выразительный, безобразный тип. В мастерской опустившийся бродяга сказал мастеру, что какой то художник три года тому назад писал с него образ Христа. Можно только догадываться, какую жизнь вел этот человек.


Учительница Основ православной культуры и литературы школы № 24 г. Самары Ольга Григорьевна Лизунова рассказала, как на уроке по изучению Заповедей блаженства объясняла, почему «блаженны плачущие». Шестиклассники слушали притчу о том, как Господь послал на землю сто Ангелов, чтобы они принесли Ему лучшее, что есть на земле. Самым дорогим подношением для Господа стала слезинка кающегося грешника. Такой плач соединяет человека с Богом, спасает его, дает истинное блаженство.


Учитель детского дома № 3 г. Самары Наталья Антониновна Мека рассказала, как любят слушать притчи, а потом рассуждать о них дети, оставшиеся без родителей. Мудрость коротких историй оказалась доступной их раненым сердцам, и они просят еще и еще раз повторить расказанное.


Учителя благодарили исполнительницу, приобретали диски с записями песен и баллад, видеоконцерта, получали автографы.


Светлана Вадимовна подошла под благословение Владыки, он благодарил ее за встречу, одобрил ее творчество за его миссионерский характер, подчеркнул роль интеллигенции в пробуждении самосознания народа.


Процесс подготовки и совершенствования учителей Основ православной культуры не прерывается. Формы его различны, но цель одна – учить доносить традиционную культуру России до современной молодежи, дабы воспитать в ней любовь к высокому и прекрасному. Тамара СЛИВКИНА, методист СИПКРО.

наверх