С 18 по 25 июня жаркого лета 2010 года 20 учителей Основ православной культуры обучались в летнем лагере в Свято-Богородичном мужском монастыре в честь иконы Божией Матери «Казанская». На этот раз программа занятий была сориентирована на гуманитариев: учителей русского языка и литературы, иностранных языков, музыки, истории, МХК и изо. Для них были прочитаны лекции по православной культуре Византии, христианской антропологии, о смысле жизни человека в русской православной традиции, о православном подтексте живописных сюжетов, проводились практические занятия по церковному пению и церковно-славянскому языку. Одно дело, когда знания преподаются в стенах учебного заведения, другое – в условиях монастырской жизни, когда человек входит в обиход православной традиции: ранний подъем, утреннее и вечернее правило, богослужение, послушание. Знания не вытесняются попечением о мирских заботах и развлечениях, а как бы проверяются практической способностью души к духовному росту личности. Она входит в пространство, наполненное призывающим и ободряющим словом или вопрошающим молчанием: «будь бдителен – впереди подъем, крутой поворот» или «смогу ли я эту смуту душевную усмирить волей, укрепленной молитвой?». Пропалывать огород с высохшей землей, забитой сорняками, досадной мошкарой, потревоженной в тени травянистых зарослей, нелегко. Кто-то в трапезной готовит –вкусно-постные блюда на 30-40 защитников духовной крепости, когда «жар донимает, да пот выступает». Кто-то убирает комнаты и коридоры. Идеальные красоту и чистоту в монастыре поддерживает Галина Алексеевна Галкина и надо отвечать ее требованиям. А потом лекции… И что бы ни горили на лекциях Евгений Владимирович Александров, Ирина Анатольевна Подоровская, Владимир Александрович Бархоткин – все сводилось к великому смыслу: «внемли себе, всегда радуйтесь, молитесь, и о всем благодарите». Эти дни стали временем всматривания и вслушивания в себя, не физической особи, а внимания к состоянию души. Как писал святитель Василий Великий: «Со всевозможным тщанием вникаю в себя самого, чтобы уметь тому и другому дать нужное: плоти – пропитание и покровы, а душе – догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей…». Особо окрыляли слушателей занятия по церковному пению с Еленой Юрьевной Раскоповой и практика чтения на церковно-славянском языке с иеромонахом Антонием (Подоровским). Тексты молитв и псалмов учили духовному трезвению, различению душевного и духовного. Как у Василия Великого: «А ты плачешь, напевая какие-то песни, сложенные для грусти, и унылыми напевами стараешься томить свою душу. Как лицедеям, когда представляют что-нибудь печальное, свойственно переодевание и наряд, в котором являются на зрелище, так думаешь, что у плачущего должны быть соответственный вид, черная одежда, всклокоченные волосы, в доме темнота, нечистота, пепел и унылый напев… Предоставь поступать так не имеющим упования… Ибо сказано «благо есть надеятеся на Господа, нежели надеятеся на человека» (Пс. 117, ст.8)». В труде учителя были от восхода до позднего вечера. Лица же их светились радостью. Некоторые приехали с детьми, и дети пребывали в общей радости, тем более что приумножал ее игумен Аристарх (Безлапов). Умилительно было видеть, как его благословением участвуют дети в богослужении: благоговейно приложатся к образу, поставят свечи и стоят смирнехонько, а по знаку священника бегут по окончанию службы на колокольню. И на всю Винновку и вдоль Волги возвещает язык колокола: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». В одном из занятий подростки принимали непосредственное участие. Рассматривались свет и тени в сказке Антония Погорельского «Черная курица» (она предлагается государственной программой младшим школьникам для внеклассного чтения). Пятеро подростков (Кристина Абалымова, Олеся Васильева, Илья Ярцев, Кирилл Назаров, Дима Балясников), хорошо знавшие текст авторской сказки, рассуждали о том, какие тяжкие повреждения наносят душе одинокого человека лень и гордыня, как потоки недобрых сил вмешиваются в добрые чувства, пытаясь их исказить. К концу занятий детям и педагогам становится очевидно, что общение с подземными жителями – это результат влияния немецкого романтизма на душу главного героя. Ребенок не выдерживает одиночества, то есть богооставленности, и заболевает горячкой. Ведь черная курица ставит условие Алеши, что общение их возможно только при сохранении тайны от педагогов, родителей, что исключает возможность исповеди. А чтобы жить, необходимо общение с Источником жизни. Подземные жители - это мечтания и опасные «фантасмы», с которыми ребенок остается наедине и трудно прогнозировать последствия этого общения. Фантасмы могут быть самые дикие и мрачные, они побуждают на поступки неожиданные для окружающих и даже трагические. Учителя понимают, насколько важно доверие в отношениях детей и педагогов. Руководство чтением подростков должно быть доверено любящему человеку, а не «немцу», отлучившему Алешу от семьи и церкви. В один из вечеров состоялась встреча учителей с вдовой поэта и писателя Владимира Ильича Осипова. Галина Викторовна рассказала о жизни человека зоркого и немалодушного. Еще летом 2008 года он читал свои стихи в конференц-зале Винновского монастыря, а в феврале 2010 года его не стало. Учителя увидели фильм о неспокойной жизни, о творчестве самарского поэта. А потом читали стихи о напряженном душевном труде поэта, о восторгах творениями величайшего Художника и Создателя всего сущего. На встрече присутствовал и тоже читал стихи отец Вонифатий (Грушин). Атмосфера этого вечера, обращение к горнему благодаря прекрасным стихам, надолго останутся в памяти участников встречи. От полноты благодарного сердца учитель музыки и ОПК школы №124 г. Самары Ирина Владимировна Шатина написала: - Мы молимся, поем и пишем, Благословляя здешний кров. Любовью, верою все дышим, Незримо здесь витает Бог. Он в послушаниях смиренных, В суровой строгости молитв, И в нас, коленопреклоненных, Уставших от житейских битв. Тамара Сливкина. |