– Какой, по вашему мнению, должна быть детская литература? Какое место вы отводите воспитательному значению в вашем детском творчестве?
– Детская литература, наверное, должна быть разнообразной. У каждого свое индивидуальное восприятие. Хотелось, чтобы ребенок мог найти книгу, словно написанную специально для него, книгу, отвечающую на волнующие человека вопросы. Книгу – друга. У большинства людей, наверняка, есть любимые детские книги, которые сыграли важную роль в их взрослении и воспитании. Значение детской литературы необыкновенно важно. Прочитанное ложится в основании личности и исподволь влияет на всю последующую жизнь.
Я могу сказать, какие требования я предъявляю по этому поводу к своему творчеству. Произведения должны быть добрыми изначально, нести положительный эмоциональный заряд, вне зависимости от темы. Поскольку я по образованию биолог, то у меня есть возможность раскрыть перед ребенком суть некоторых природных явлений и, коснувшись его чувств, понимания, передать ту любовь, которая подарена мне. Очень важными являются также аспекты взаимоотношений между людьми, становление и взросление личности, умение найти правильное внутреннее решение в конфликтной ситуации. У меня в сказках вы не встретите всемогущих фантастических злодеев, колдунов, чудовищ. Мне хочется оживить
для ребенка реально существующий вокруг мир. Показать, насколько он важен, богат, добр к нам. Такая любовь не окажется потом пустышкой, потому что человек всегда сможет в жизни погладить траву, обнять дерево, спасти из лужи бабочку. Чем не геройство? А главное, и мир не останется в долгу: посаженный вами цветок распустится, деревья подарят чистый воздух. Каждый день вы будете замечать закаты и восходы, облака и звезды и ощущать не одиночество, а полноту жизни.
– Елена, вы пишете сказки еще и для взрослых. Как вы думаете, способны ли сказки в наше жестокое время взрастить во взрослых людях доброту, сострадание, бережное отношение к природе?
– С течением времени детство не покидает человека, оно остается с нами как наша неотъемлемая часть. Просто у каждого это проявляется по-разному. Пометка «детская литература» не означает предназначение книги только для детей, она указывает, что ее можно прочесть ребенку, а для взрослых книга тем более не противопоказана. Сказки для взрослых отличаются только сложностью и глубиной вопросов, затронутых в них, хотя четкую грань «взрослости» трудно провести. Способна ли сказка что-то изменить в зрелом человеке? Человек изменяется всю жизнь. Особенно, если у него есть внутреннее стремление к этому. Какую роль тут играет литература? В обыденной жизни люди, практически, не обсуждают между собой личных глубоких переживаний. Каждый погружен в себя, а беседы ведутся на общие бытовые темы. С книгой большинство отмечают следующее: «Внутри осталось теплое, светлое чувство», «пища для размышления», «хочется вернуться в детство». Словно в хмурую дождливую погоду, читатели ищут на страницах не просто развлечение, а домашний очаг, где, как в детстве, любят и ждут.
– Кто и каким образом вам привил любовь к русскому языку?
– Мне повезло. У меня была очень хорошая учительница русского языка и литературы, требовательная. Правила мы учили назубок, и в восьмом классе один из экзаменов был русский (устно), то есть специальный экзамен только на знание правил русского языка. Кажется, сейчас в школе такого экзамена нет. Кроме того, моя мама по профессии журналист. Сама атмосфера в семье подталкивала к литературному творчеству. Начиная с шестого класса, мои детские стихи начали печатать в местной газете, это, конечно, послужило стимулом к дальнейшему развитию. Но, наверное, я не сказала самого главного. Я выросла в русской глубинке, в Кировской области. Не секрет, что на огромных просторах нашей Родины существует множество диалектов русского языка. Да, порой в одном городе региона говорят несколько иначе, чем в другом. Вот этот разговорный, необыкновенно богатый по своему звучанию язык и является моей настоящей любовью. Я всегда удивлялась переливам нашей местной речи, словам, которые не встретишь ни в одлитературы авторов разных эпох, разных литературных жанров. Ведь разговорная речь, как правило, упрощена. Другая возможность обогащения языка – это путешествия в различные регионы страны, где мы можем услышать местные диалекты. Конечно, это более частный случай, используемый, в основном, специалистами.
Заучивание и переписывание текстов, безусловно, влияет на развитие личного» языка. Я бы подчеркнула, что важно не только выучить текст, но и постараться его несколько раз продекламировать, то есть, по сути, «попробовать войти в роль», эмоционально ощутить все тонкости произведения. Вот тогда оно станет твоим надолго. В этой связи хотелось бы сказать, что в школе заставляют учить наизусть стихи по утвержденной программе. Весь класс учит одно и то же стихотворение какого-либо поэта. Дети часто делают это с большой неохотой. Полезней было бы для ребенка – дать ему возможность выбрать самому то или другое стихотворение автора. Кому-то это все равно, а ктото, возможно, выучит от души и отэтого будет больше пользы.
– Как вы думаете, почему многие люди, даже имеющие не одно высшее образование, зачастую пишут с ошибками?
– Одна из причин безграмотности, я имею в виду ошибки в написании текстов, – это сложность пунктуации русского языка. Если орфографию можно, при желании, проверить по словарю, то для того, чтобы верно расставить знаки препинания, нужно знать правила. Обычно человек, если он не филолог по образованию, изучает русский язык только в школе. Например, в свое время, обучаясь на биофаке МГУ, мы проходили следующие дисциплины (я не буду перечислять предметы биологического профиля, а только дополнительные): высшую математику, физику, неорганическую и органическую химию, историю, английский язык, латинский язык, фотодело. Судите сами – набор дисциплин довольно большой, но ни о каком более глубоком изучении русского языка речи нет. Думаю, в технических вузах и на других факультетах негуманитарного профиля такая же ситуация. Получается, большинство людей пользуются только тем запасом знаний, который получили в школьные годы. Со временем он быстро иссякает, и запятые, например, отпускаются на вольную волю. Где ставить? Где не ставить? Вряд ли кто специально полезет в учебники. Это же нужно все заново перелопатить.
– Как стать грамотным человеком? И что помогло лично вам?
– Нужно иметь желание быть грамотным человеком. Считать это важным для себя, возможно, в чем-то основополагающим. Быть безграмотным не просто неловко, но, порой, неприлично. Хорошо знать русский язык, безусловно, большой труд. Много ли можно найти семей, у которых дома на полке стоят учебники русского языка? Скорее всего, вы найдете учебники английского, немецкого и других языков. Мне помогает необходимость много писать. Это и научная работа, и литературное творчество. Обидно, если в своем тексте встречаешь ошибки. Особое место в повышении грамотности занимает чтение. Каким образом оно повышает грамотность, если при этом ничего не пишешь? Читая любой текст, мы автоматически учимся строить предложения, обогащаем свою речь новыми словами и оборотами речи, замечаем встречающиеся ошибки и, акцентируя на них свое внимание, закрепляем основы правописания. Всем известно существование зрительной памяти. Прочитывая неоднократно одни и те же слова, мы просто «фотографируем» их, запоминая таким образом правильную орфографию.
– У вас хороший слог. Не могли бы вы дать начинающим литераторам практические рекомендации по написанию текстов?
– В тексте важно использовать богатую лексику, избегая повторения одних и тех же слов; не строить длинных, запутанных предложений, стараться убрать из текста лишние слова. Сначала, кажется – ничего лишнего нет, но начинаешь перечитывать и вдруг запинаешься. Вот там, где запнулся, нужно остановиться, подумать: в чем заминка, почему «мелодия» вдруг сбилась с ритма? Взять такой маленький виртуальный рубанок и аккуратно убрать все лишнее, как стружку, чтобы текст читался легко. Потому что проза – это почти песня.
Беседовал Андрей СИГУТИН
Беседа с Еленой Даровских-Волковой, кандидатом биологических наук, членом Союза писателей России