На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Казаки – были и будут православным воинством

Казаки – были и будут православным воинство

Беседа с заместителем войскового атамана ВВКО по финансам, экономике и взаимодействию с РПЦ и другими конфессиями, казачьим полковником Олегом Владимировичем ЭРНЕЗАКСОМ

- Как взаимодействуют Русская Православная Церковь и казачьи общества, в частности Волжское войсковое казачье общество.

Вы были на вставке в Москве «Слава Богу, мы казаки» и там Патриарх Кирилл что-то говорил по этому поводу?

- Я бы ушел от этого несколько казенного оборота,  поскольку взаимодействие предполагает две равнозначные организации. Но казаки не взаимодействуют с Русской Православной Церковью, они являлись и являются ее неотъемлемой частью. Казаки по большому счету наиболее воцерковленная часть русского народа. И что не маловажно мужчин воинов. Не одно важное решение на казачьем кругу не принимается без благословения священника, без участия которого и проведение круга невозможно.   Но такое воцерковление произошло не вдруг.  В каждом времени были свои особенности. Естественно дикое казачество не отличалось кротким нравом,  и первые контакты государства с казачеством были драматичны. Если вспомнить, что первое упоминание в летописи от 1560 года о волжских казаках говорит о том, что государь послал воинов, чтобы прекратить грабежи по Волге и стали те воины ловить казаков и «вешати». Но не даром Русь получило название православное царство. Само существование нашего государства немыслимо без православной веры. Это наш духовный стержень. И когда казаки перешил на государственную службу по договору с Российским государством, то немаловажную роль в этом переходе играла православная церковь.

Иными словами государственная служба была бы невозможна без воцерковления казачества. Особенно при  расширении казаками государства Российского, ведь еще Лев Толстой говорил, что Российское государство создано казаками. Хочу добавить, что оно создано казаками вместе с православными миссионерами. С Ермаком, Дежневым, Хабаровым и другими, при всем буйстве казачьих характеров, все равно всегда был рядом священник. Потом, когда казаки оседали на местах, они вместе  со священниками выстраивали жизнь на местах. Возникал определенный порядок, уклад. Сейчас мы говорим о восстановлении казачества и о восстановлении особых отношений - Русской Православной Церковью с казачеством. Да, с учетом реалий существующего времени. С начала 90-х годов, после выхода закона о реабилитации репрессированных народов России, казачьи организации формировались спонтанно, с учетом того, насколько активными были сами казаки, а также местные власти. Там, где родовые казаки осталось, несмотря на тотальный террор, развязанный большевиками против казачества, я говорю о Кубани, Доне и Ставрополе, где люди себя продолжали причислять к казачеству, и советская власть их не растоптала окончательно, там было проще восстанавливать отношения с РПЦ. Хотя  проблема, связанная с воцерковлением и самих казаков, и руководства регионов и вообще властных структур в РФ в 90-е годы стояла остро. Нельзя сбрасывать со счетов, что десятилетия атеистической пропаганды возымели свое действие. И даже если человек ощущал себя казаком и готов был всячески следовать традициям предков, то церковная жизнь для него порой оставалась тайной за семью печатями. И вот здесь огромное поле совместной работы Русской Православной церкви и казачьих обществ. Можно вспомнить меткое народное выражение – казак без веры не казак. И если раньше казаки несли свою службу на внешней границе, то сегодня эта граница нередко проходит в сердце и сознании каждого из нас. Охрана сосредоточия православной цивилизации – русской православной церкви - от посягательства чуждых сил это тоже дело казачества.  Ведь казачество,  как сказал наш Патриарх, единственная сила в России, которая самовоссоздалась и самоорганизовалась.

Что же касается организационной работы в масштабе страны, то, воссоздавшись в начале 90-х, казачество в разных центрах РФ развивалось со своими особенностями. Многое зависело от атаманов, от тех людей, которые являлись центрами притяжения. Поэтому в Иркутском Войске взаимоотношения с РПЦ выстраивались по-своему, в Забайкальском Войске по-своему и так везде. И вот, слава Богу, что  президент Медведев скорректировал отношение власти к казачеству, была сделана ставка на реестровое казачество, при сохранении общественных казачьих организаций. Государством оказывается реальная помощь в виде выработке законодательства, которое дает возможность реестровому казачеству привести в порядок свои юридические документы. Это уставы хуторских, станичных, городских, юртовых, отдельских и войсковых казачьих обществ. Сейчас этот организационный этап в нашей стране идет повсеместно. Причем параллельно наблюдается постоянный рост численности казаков, поскольку в казачество вступают не только родовые казаки, которых осталось очень мало (многие выехали за рубеж, многие просто погибли в период советской власти), но и близкие по духу люди разных национальностей. Поскольку четкой структуры казачества в России до недавнего времени не было, то и четкого взаимодействия с РПЦ не было. В РПЦ существует ясная понятная структура,  с выверенной веками иерархией. Для того, чтобы нам это взаимодействие организационно обеспечить, нужно данный этап становления казачества завершить. Думаю, что структурирование войск в 2011 году закончится. Кроме того, наш Патриарх взял на себя труд окормления казачества. Он объявил об этом еще на Совете по делам казачества при Президенте РФ,  в Новочеркасске в начале этого года.

Работает комиссия в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества, которую возглавляет епископ Павлово-Посадский, викарий Московской Патриархии Кирилл. 

Он очень активный человек, благословленный на это Святейшим Патриархом Кириллом.

В рамках этой комиссии создана рабочая группа, которая занимается вопросами унификации уставных документов, в том числе пунктов, касающихся взаимодействия с РПЦ. Разрабатываются также рекомендации РПЦ по наложению прещения на казаков в случае каких-либо нарушений жизни и канонов. Это, начиная от обрядов по присяге и освящения знамени, оружия, словом, все  в целом, должно пронизывать  всю жизнь казака, наполнять ее духовным смыслом.

Одна из главных целей создания казачьих обществ состоит в том, чтобы воспитывать детей в казачьем и православном духе, а значит в духе государственников, отслеживать их на воинской службе, потом формировать резерв для государства. Резерв не только мобилизационный для министерства обороны, но и для МЧС, министерства внутренних дел, пограничной службы, для других любых видов государственной службы. Поэтому все войска начинают сейчас формировать свои правления, где в их структуре уже  присутствуют подразделения по этим направлениям. Есть такие подразделения и в нашем войске. Атаманом ВВКО И.К. Мироновым издан приказ о введении новой структуры. Она сейчас отрабатывается, и мы  будем её  окончательно утверждать на ближайшем круге войска. И что немаловажно, там присутствует и должность заместителя руководителя по взаимодействию с Русской Православной Церковью.

Какая работа ведется сейчас? Как можно скорее нужно завершить создание структуры войска.  Далее планируется подписание соглашений о взаимодействии между войском, правительствами регионов и епархиями РПЦ, на территории которых формируется Волжское Казачье Войско. В этих соглашениях  будут определены все наши точки взаимодействия. Но в первую очередь, это, конечно, повторюсь, воспитание подрастающего поколения. Сейчас это задача номер один в государстве, поэтому казаки должны заниматься этим самым активным образом. Это и поддержка и открытие новых кадетских классов, кадетских корпусов, военно-патриотических клубов, духовно-просветительских центров. Для этого, по благословлению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, планируется создание учебно - методического центра и историко – культурного центра Волжского Казачьего Войска при соборе святых, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Здесь на базе существующего духовно-просветительского центра «Кириллица» и того опыта, который «Кириллица» уже имеет, будет осуществляться духовно-просветительская работа с нашим молодым поколением, а также работа с взрослыми казаками. Это работа будет проводиться и в армии, в тех частях, где казаки служат. Самый первый опыт  – это 23-я мотострелковая бригада, где сформирована рота, укомплектованная молодыми казаками. И, кстати, командир бригады полковник Янковский высоко отзывается о службе наших призывников.

 Я рад, что казаки и РПЦ всегда были связаны по жизни традициями, а теперь эти традиции воплотились уже в юридические документы, в законы, в уставы, которые разработаны Минюстом РФ. Слава Богу, что мы казаки, и нам, казакам, здесь жить и выстраивать Россию вместе с Русской Православной Церковью. Мы едины, мы неразделимы.

- А можно сказать, что казаки – это православное воинство?

- Конечно. Не можно, а нужно сказать. Казаки были, есть и будут православным воинством.

Беседовал Юрий Астанков

 

наверх