На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЧТОБЫ В НАС БЫЛО БОЛЬШЕ ХРИСТА

«Одна из важнейших задач молодежного движения - миссионерство среди тех, кто ищет духовные ценности, ищет ответы на вопросы своего бытия, пытается понять смысл жизни или, сам не зная того, ищет Божественную Любовь. Его основная цель - способствовать духовному и творческому развитию молодого человека и помочь ему прийти к Богу.

Обе эти цели тесно связаны, поскольку духовное пробуждение способствует творчеству, как процессу созидания личности. Не случайно одним из девизов Всероссийского Православного Молодежного Движения стали слова апостола Петра о том, что каждый должен служить тем благодатным даром, который получил. Движение призвано раскрыть таланты молодежи и направить их на служение не только Богу, но и Отечеству и людям», - Так считает руководитель Отдела по работе с молодежью Самарской епархии протоиерей Рустик Гузь.
Обобщая опыт работы с молодежью, отец Рустик отметил: «В 2003 году в Самарской епархии стали создаваться молодежные клубы, деятельность которых развивается по нескольким направлениям, имеющим своей конечной целью воцерковление или вхождение в духовный мир Церкви, где человек обретает самое главное в своей жизни - встречу с живым Богом. Наши земные пути к этому могут быть разные, например, это одно из направлений нашей работы - социальное служение. Самарские молодые люди окормляют несколько онкологических больниц, военный госпиталь, детские дома, активно взаимодействуют с муниципальными центрами семьи. Другое важнейшее направление - образовательная деятельность. Так, на занятиях библейского кружка студенты самарских вузов, техникумов, рабочая молодежь получают начатки богословских знаний, чтобы потом не только обустроить свою личную духовную жизнь, но и донести их до своих сверстников. Следующее направление - творческое. В Воскресенском мужском монастыре г. Самары создан молодежный ансамбль, исполняющий неплохую рок-музыку, которая в доступной для молодежи форме рассказывает о православном духовном опыте. Очень важным направлением работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание, неразрывно связанное с духовно-нравственным воспитанием, потому что любовь к Отечеству зиждется на религиозном чувстве. Для работы с молодыми очень важно бережное отношение к традиции и умение быть понятым, то есть освоить тот язык, на котором ты лучше будешь воспринят молодым поколением, находить современное выражение духовного опыта Церкви.
Заметным событием последнего времени стало посещение нашей епархии хорошо известного в молодежной среде миссионера, в прошлом неформала и хиппи, игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храмов Всех Московских Святых в Бибирево и Сошествия Св. Духа на Лазаревском Кладбище.
Отец Сергий приехал в Самару по приглашению настоятеля Татьянинского храма при Самарском госуниверситете иерея Алексия Богородцева. Игумен Сергий, «свой человек» среди неформалов и рок-музыкантов, посетил Самарский рок-подвал, общался с молодыми людьми, они внимательно слушали его, задавали вопросы и показывали ему свою музыку. Игумен Сергий вызывает уважение у любителей субкультуры пожалуй не меньшее, чем самые именитые русские рок-музыканты. Потому что подавляющее большинство молодых людей ищут в музыке чего-то высокого, красивого, окрыляющего в жизни, но и правдивого, подлинного, истинного. Без этого молодости не бывает. И в отце Сергии они чувствуют посланца иного мира - щедро сообщающиеся им искреннюю христианскую любовь, трогательное внимание к своей персоне и глубокое понимание жизни, чего можно достичь только долгими годами кроткого монашеского делания.
Сегодня мы предоставляем вниманию читателей текстовую версию православной радиопередачи «Сретение», прошедшей недавно на волнах Самара-Максимум, где игумен Сергий (Рыбко) отвечает на вопросы руководителя Самарского епархиального молодежного движения иерея Романа Державина.
- Отец Сергий, насколько сегодня уместна и актуальна проповедь христианства в рок-среде? Дело в том, что многие православные богословы и церковные люди четко разграничивают Православие и рок-культуру, которая, как минимум, кажется им весьма далекой от Бога?
- Господь наш Иисус Христос пришел в мир грешники спасти. Как известно, не здоровые нуждаются во враче, а больные. И те люди, которые объединятются в рок-культуре, - особо ранимые, нежные души, жаждущие слова Божия. Это не важные фарисеи-книжники, а наша молодежь, дети и внуки тех, кто нас сейчас слушает. Все очень глубоко. Я сам, будучи молодым, участвовал в неформальных движениях конца 70-х. И нашлись люди, которые пришли с проповедью в нашу среду. И когда мы потом переступили порог храма, нас встретили священники, прошедшие вторую мировую войну. Они ничему не удивились: ни нашему внешнему виду, ни нашим вопросам, ни нашему незнанию христианства. Они нас приняли, объяснили, что к чему, они нас терпели, учили, давали читать книги. И благодаря этому поколению священников, я нахожусь сейчас в Церкви. Опять-таки нашелся человек, который пришел на съезд хиппи и просто взял меня за ручку и привел потом в храм. Он сейчас, кстати, клирик храма, где я настоятельствую. Так что почти все мои друзья, которые в конце 70-х слушали рок, участвовали в неформальных движениях, кто остался жив, сейчас в Православной Церкви. Это священники, жены священников, монахи, монахини, просто православные миряне, которые все силы своей души отдают на служение Христу и Его Церкви. Факт остается фактом. Потом я же монах и ничего самочинно делать не могу. Я был приглашен в Патриархию при покойном Святейшем Патриархе Алексие и священноначалием мне было поручено выступать на рок-концертах, заниматься проповедью в этой среде. Мне поручили, сказав, что если есть молодые люди, которые занимаются этой музыкой, надо идти на эту площадку. Иди и проповедуй, у тебя должно получиться. Будут ругать – не обращай внимания, всех, кто начинает, ругают. Иди и делай свое дело.
Я пошел, стал делать.
А Святейший Патриарх Кирилл года три тому назад собрал известных русских рокеров, рок-музыкантов, меня в том числе, отца Андрея Кураева и противников миссии. Тогда еще владыка Кирилл начал беседу с того, что попросил объяснить: «Ребята, что такое рок-музыка, как к ней относиться, я хочу прежде всего для себя решить, насколько можно проповедовать на рок-концертах.» После достаточно бурной трехчасовой дискуссии он выступил в СМИ с официальным заявлением следующего содержания: русский рок является духовным явлением и заслуживает всяческой поддержки Русской Православной Церкви. Выводы делайте сами.
- Отец Сергий, понятно, что существует определенный опыт проповеди христианства в рок-культуре. Но не кажется ли вам, что через это рокеры, считающие молодежными атрибутами пиво и разгульную жизнь, подумают, что так и должно быть? Есть они, и есть Православие, которое не просто не критикует, а наоборот, призывает к объединению культур. Живете, как привыкли, и все будет хорошо. Не кажется Вам, что это умаляет Православие?
- Во-первых рок-культура очень разнообразна. Я думаю, пьющих пиво на рок-концертах значительно меньше пьющих пиво в перерыве между какими-то ораториями в консерватории. Меня, кстати, приглашали на несколько рок-концертов в Москве на рок-фестивале, где пиво принципиально было запрещено. Я там захотел попить кофе, зашел в павильон, где было написано «Пиво». Там висит такая большая табличка: «В связи с рок-концертом сегодня продажи пива и других спиртных напитков не будет». Только кофе, чай и минеральная вода. Юрий Шевчук как раз на встрече с митрополитом Кириллом говорил, что с некоторых пор в условиях контракта он обязательно отмечает отсутствие продажи всех спиртных напитков, включая пиво. Если устроители концерта на это не соглашаются и предлагают большие деньги, он просто отказывается выступать. Это вынуждает продюсеров соглашаться на его условия. Рок-музыкант говорит, что я просто хочу, чтобы над моими песнями думали.
Вообще почему стали проповедь на рок-концертах? Потому что эта музыка очень честная, она обращается к душе человека. Очень реалистичная, никакой другой музыкальный стиль так думать не заставляет. Рок задает вопросы жизни, Богу, а Христос на них отвечает. Церковь обязана на них ответить. Юноша, который услышит на рок-концерте какие-то мировоззренческие вещи, задумается над ними, будет искать ответы и он должен найти их у священника. Если священник окажется на концерте, я думаю, он получит достаточно много. В свое время одна знаковая матушка, журналист молодежной газеты в «Калуге» брала интервью у Шевчука, который там выступал. Она спросила у него: «Юрий, с некоторого времени в ваших песнях присутствует тема религии, веры в Бога, чем это вызвано?» Он ответил, что говорить о Боге со сцены, может быть, не очень правильно, поскольку все сказано в Библии. Мы говорим о душе. Если молодые люди после нашего концерта поймут, что есть душа, это много. А если они поймут, что душа вечна, это уже очень много.
- Отец Сергий, а нельзя ли проповедовать в консерватории, не располагает ли это больше к размышлению по сравнению с роком?
- Можно, но когда найдутся отцы, которых туда пригласят и сложатся доверительные отношения. Кстати, есть жизнеописание одного грузинского старца наших дней. Он, будучи схимником, иногда ходил в оперу. У них там своя национальная опера. И когда по ходу действия на сцене появлялся Патриарх, естественно, артист, он вставал в своем схимническом облачении и стоял. А потом выходил на сцену и говорил проповедь. Так происходило несколько раз. Схимника оттуда никто не выгонял, зрители внимательно слушали, пока он не скажет все, что у него на душе. Я считаю, что проповедь уместна везде, где собираются люди.
- А вот Олимпийские игры?
- Да. Там для представителей всех сборных команд строится православный храм. Спортсмены – люди верующие. Где и когда говорить, надо смотреть, но на рок-концертах слушают. Это такое заблуждение, что молодые люди приходят оттягиваться, потреблять пиво, рок-н-ролл и прочие удовольствия. Кто-то приходит за этим, но кто-то приходит подумать. Наше поколение точно ходило думать. Очень редкие рок-концерты во времена запретов были для нас демонстрацией протеста. Мы собирались просто пообщаться, подумать. Я, будучи молодым человеком, ходил, чтобы что-то понять для себя в этой жизни. Найти истину. И благодарен тем музыкантам, которые дали мне некоторую нагрузку для дальнейших поисков. А дальше была Церковь, Православие. Наши русские люди, в том числе и молодые, очень похожи тем, что ищут смыслы. Нам свойственно искать. И где человек встретит Христа, это неважно. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если ему поставят кафедру в аду, то он и там будет проповедовать.
- Отец Сергий, Вы сегодня участвовали в самарском рок-фестивале. Какое впечатление произвели на Вас наши рокеры?


Продолжение в комментариях:

Картина дня

наверх