- Скажите, батюшка, как следует отноститься к театру?
- Расскажу о себе. Я очень любил петь с детства, любил оперу. Голос у меня был, альт, но мутация проходила как-то непонятно. Обычно альт переходит в тенор, а у меня получился бас. И хотя я оперные вещи пытался исполнять, но звучал мой голос по-церковному, как у дьякона.
Видимо, манера была такая, поскольку я с детства пел в церкви. Дело в том, что я слышал дьяконов старых, еще дореволюционной школы.А на театр мне в свое время глаза открыл спектакль <Принц и нищий>. Я приехал к своим родственникам на каникулы в Москву, и меня повели в театр. Я был серый человек, никуда не ходил, кроме церкви, ничего не знал, мнение о театре у меня было умозрительное, но я уже с детства знал, что это греховно, идет от скоморохов. И вот сижу я чуть ли не в третьем ряду, в партере. Тут нищий как захохочет: <Ха, ха, ха!> А зрение у меня хорошее было, и я увидел у него полный рот золотых зубов. У меня шок, сразу все померкло, я понял, что все неправда - и тряпье нищего, и одежды принца! И с тех пор, кроме <Идеального мужа>, на который мы с супругой ходили, когда она еще невестой была, я больше в театре не бывал. На золотых зубах <нищего> кончился весь мой театр. Опера для меня осталась как музыка, как пение, а все остальное... На оперу я очень много ходил.
- Отец Валериан, как Вы готовились к тому, чтобы стать священником?
- Я считал, что быть священником - это дар. И в Лесотехнический институт поступил, потому что отец сказал: <Собираешься быть священником - приготовься к тюрьме.
Приобрети специальность, которая может у тебя быть в тюрьме>. На врача я учиться не решился, а вот на эту специальность пошел. Ведь заключенных на работы посылали, на лесозаготовки.- Это было уже как исповедничество.
- Я готовился к принятию сана и не был ни пионером, ни комсомольцем, хотя это было непросто в те времена. Но Господь умудрял меня. Я знал, что за отказ сажают, расстреливают, поэтому максимально лояльно говорил. Меня спрашивали: <Почему ты не хочешь быть пионером?> А я отвечал: <Разве может пионер ходить в церковь? Нет, не может. Тогда вы не можете меня принять, ведь я же хожу в церковь>. Господь давал мудрость.
- То есть Вы так открыто, прямо говорили?
- Да. Они же со мной беседы проводили. С комсомолом так же. Но я стоял на своем, и они отстали.
Однажды отец сказал мне, как это важно - исповедь, проповедь, живое слово священника. Я, конечно, понимал, что самое важное - это богослужение, но важны и исповедь, и проповедь. И вот я задумался об этих словах отца. Мы помолились, легли спать, и вдруг я себя увидел в приделе Архангела Михаила в храме Благовещения, в котором я вырос (там было два придела: один Архангела Михаила, другой - Преподобного Сергия). Вижу себя стоящим на амвоне, в облачении, с крестом, и мне как бы внутренний голос говорит: <Ты желал быть священником - вот ты священник. Ты считаешь важным исповедовать - вот и исповедуй>. Я взглянул - полный храм народа. Взялся за крест, как брался отец Алексий, и думаю: <Что же сказать?> Глаза закрыл, потом открываю и чувствую, что руки стиснуты, а я лежу - закрыл глаза во сне, а открыл наяву. Настала ясность, и я чувствую: я же не готов! И самое удивительное, что, когда я уже был диаконом и приехал как-то в семинарию, владыка Филарет (Минский сейчас), ректор семинарии, поворачивается ко мне и спрашивает: <Готов? Я так не готов>. И до этого был еще один момент: когда я познакомился с духовником Николаем Голубцовым, я ему говорю: <Я собираюсь быть священником>, а он мне: <Готовься, я к этому готовился всю жизнь>. И я, как во сне, почувствовал: не готов. Потом, когда я собирался жениться, он мне тоже сказал <готовься>, и архиерей спросил: <Готов? А теперь готов?> А я говорю: <Разве можно быть готовым? Всегда не готов>.
- Отец Валериан, а как относиться к тому, что со страной происходит? Или надо с этим смиряться?
- А что со страной происходит? Это естественный отбор: кто идет туда, а кто - сюда. Конечно, что бы человек ни делал, результат будет от Бога. От нас труды, а результат - от Бога. Просто Господь может послать такое время, какие-нибудь катаклизмы... Но люди привычные спокойно выживут. Много ли нам надо? Я вот подсчитал: перловка, какое питательное зерно - всего три килограмма в месяц на человека достаточно. Вот так! Я на себе проверил. На год тридцать шесть килограммов. Ну, не одну же ее есть будешь, еще чего-нибудь. Человеку вполне можно в удовольствие жить. Мне рассказывали: в наше время одна монахиня мешок перловки взяла и ушла в горы. Ей крупы хватило на два года, и осталось еще. То есть мы все придумываем, создаем себе штампы: без этого я не могу, без того. Да чепуха это все.
Вот для чего посты нужны, вот чем они помогают. Они сажают на простую пищу, человек видит, что он при тех же возможностях вполне может продолжать трудиться - а духовно, конечно, каждый должен трудиться над своей душой. Детей тоже нужно приучать к простоте, к этой простой пище. Вот почему важны посты для детей. И еще физический труд. Я старался всем своим детям всегда дарить разные инструменты. Вот сейчас сын приехал, говорит: <Пап, ты мне топорик подарил когда-то, с надписью даже>. Просто топор, пила и лопата - и все, можно жить. А телевизионное засорение, штампы эти - лишнее.
- Батюшка, так что, нам унывать нельзя, грех?
- Какое тут уныние? Я людям говорю: мне времени не хватает. Когда унывать? Некогда. Это если время есть, можно унывать, а если некогда, унывать не будешь.
Беседу вела Надежда Зотова