На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий "В вере - начало реальной жизни"

 

Прошло уже более 17 лет, как постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Вы были определены на Самарскую кафедру. Тогда, вступая на путь архипастырского служения, одной из своих главных задач Вы назвали духовное просвещение на Самарской земле. Что уже сделано? С какими трудностями за эти годы Вам пришлось столкнуться?

– Перестройка сознания людей тогда только начиналась. Атеистическая идеология построения «рая на земле» стала, наконец, вытесняться традиционным отношением к духовным ценностям. Менялось мировоззрение, и в этом состояла, в том числе, и главная проблема духовного просвещения, которое должно присутствовать во всех сферах нашей жизни: в первую очередь в высшей и в общеобразовательной школе, в других светских учреждениях. Здесь не может быть компромисса: либо человек подлинно просвещен и является патриотом своего Отечества, либо его неразвитое религиозное чувство эксплуатируют наши недруги. Это могут быть, с одной стороны различные секты, с другой – недобросовестные политтехнологи, дерзающие манипулировать нашим национальным сознанием. Зачастую под этим воздействием люди не могут обрести твердой почвы под ногами, как следствие, прерывается преемственность тра­диции.

А ведь все мы родились в крещальной Киевской купели, и со времен князя Владимира вся наша культура тесно связана с Византийской Православной верой. Это главное, что необходимо осознать.

Не случайно икона русского святого преподобного Андрея Рублева «Святая Троица» признана мировым сообществом непревзойденным шедевром. Он явил в ней миру образ единства и согласия в те неспокойные времена, когда Русь разделяли удельные междоусобицы.

Благословил преподобного Андрея Рублева на написание «Святой Троицы», как образа единения Руси, его духовный наставник – Преподобный Сергий Радонежский. Нам пора осознать, что и сейчас мы живем в смутные времена. Вспомните, в 90-е годы наше Отечество вообще находилось на грани распада. Несколько лет назад, когда Президент России Владимир Владимирович Путин встречался с архиереями, он официально заявил, что если бы не Церковь, могли бы случиться еще большие беды в нашем Отечестве. Прежде всего – внутреннее разделение страны. Тогда раздавались голоса за отделение Поволжского и иных регионов. Некоторые регионы пытались создать собственную валюту.

Слава Богу, что Патриарх Алексий Второй сумел удержать ситуацию. Ведь на всем постсоветском пространстве лишь Церковь сохранила свое геополитическое присутствие. Это очень важно: именно в такой опасный момент продемонстрировать и отстоять единство. Руководители нашего государства оценили это по достоинству. К своему 75-летию Святейший Патриарх был награжден высшей светской наградой – орденом Андрея Первозванного. Это очень важный момент, и он показателен для всего нашего общества.

– Необходимость совершенствовать систему духовного просвещения побудила Вас к созданию на Самарской земле Духовной семинарии. Можно ли сказать, что у молодежи сейчас возросло стремление развивать богословскую мысль и укреплять православную веру в нашей епархии?

– Конечно, не все так просто, но мы прилагаем усилия для решения этой проблемы. Так, в нашей епархии стало доброй традицией проводить научно-практические конференции с привлечением священнослужителей, профессорско-преподавательского состава Самарской Православной Духовной семинарии, научного сообщества, интеллигенции и студенчества нашей  губернии. В прошлом году одна из них была проведена в начале июня на базе государственного университета и посвящалась теме «Молодежь XXI века – будущее великой России». Так мы попытались привлечь взоры самарской, в основном, студенческой молодежи, к родной истории, культуре. Ведь без возврата к своему национальному мироощущению, самосознанию невозможно возродить нравственность в обществе. Вера всегда преобразовывает человека. Благодаря вере совершаются великие подвиги, проявляет себя гений в различных сферах человеческой деятельности: литературе, искусстве, живописи, науке, технике. Не случайно особую одаренность человека называют дар Божий. Например, говорят: врач (или какой-либо другой специалист, человек творческой профессии) от Бога. Безусловно, в этом есть определенный смысл. Действительно, дар Божий появляется, когда человек через веру достигает высоких результатов. Так, мы знаем, что великий русский хирург Пирогов был глубоко верующим человеком, известный во всем мире физиолог Павлов – сын рязанского священника. А причисленный Русской Православной Церковью к лику святых лауреат Сталинской премии хирург Лука Войно-Ясенецкий имел сан архиепископа. В этих людях проявился тот Божий дар, который заложен в каждом человеке, нужно только открыть его через веру.

В одной из недавних телепередач, гость эфира, известный кинорежиссер Никита Сергеевич Михалков очень хорошо сказал (а речь шла о захлестнувшей нашу страну коррупции), что  для преодоления этого явления нужно воспитывать в людях чувство стыда и понятие греха.

К сожалению, это утрачено, и сегодня во многих средствах массовой информации грех пропагандируется как норма. Мы считаем, что только живая вeра способна преобразовать человека. Ведь всегда на Руси в минуту серьезных испытаний люди обращались к Богу с прошением: «Господи, помоги!»

Хочется отметить интересный факт. Сегодня епархии передают здания, когда-то принадлежавшие Русской Православной Церкви. И мы видим, что даже богадельни были тогда такого уровня, который современным деловым людям даже не снился. Там высоченные потолки, во всем чувствуется подлинная забота о человеке. Здания бывших ночлежек после революции «с успехом» использовал КГБ. Можете себе представить, как заботилась власть в православной России о немощных, престарелых людях. Было сострадание, доверие, купеческое слово ценилось выше письменного договора.

Сегодня «новым русским» в мире не доверяют. Слишком много лжи, хищнического отношения к природным ресурсам, да и к другим людям. Поэтому просвещение сегодня - первоочередная задача, чтобы мы стали чуть-чуть чище, ближе к Богу, а значит, друг к другу.

  За последние годы духовно-нравственное воспитание стало частью общеобразовательного процесса. Во многих регионах страны в качестве эксперимента вводится преподавание Основ православной культуры. К сожалению, Самарская область в число экспериментальных регионов не вошла. Готовы ли мы к этому?

  Не побоюсь сказать, что у нас, слава Богу, лучше, чем в других регионах налажена просветительская деятельность. Существуют межвузовские кафедры (кафедра православной педагогики и психологии при СамПДС и кафедра теологии и истории религий при Самарском Государственном университете), где сейчас священники, преподаватели семинарии являются соискателями светских ученых степеней.

Кроме того, я как ректор Духовной семинарии, вхожу в Совет ректоров самарских вузов. Поскольку упомянутые кафедры межвузовские, в ведущих вузах нашего города читается много публичных лекций, к которым студенты проявляют огромный неподдельный интерес, с большим вниманием узнают то, чего они раньше не знали. На это мы полагаем немало сил. Слава Богу, у меня есть хорошие помощники, имеющие светские ученые степени. В основном это священники - кандидаты и доктора наук, профессоры. Словом, процесс успешно продвигается. Он, к сожалению, небыстрый, мы слишком долго жили в атеистическом обществе. Необходимо время, чтобы почувствовать изменения. Затягивается вопрос с введением Основ православной культуры. Нас умело сталкивают политтехнологи, и при этом говорится, что изучение нового предмета приведет к межнациональной розни. Подобные утверждения – полнейшая глупость. Мы много раз общались к директорам школ, которые по вероисповеданию являются мусульманами. Они очень хорошо понимают важность проблемы и сами приглашают священников в школу. А в это время наверху решают, что в регионе будут какие-то столкновения. Такие выводы надуманы. Просто это кому-то выгодно, чтобы мы были разделены. И на невежестве «играют» люди, которые не хотят стабильности в нашем обществе и процветания нашего государства. Как известно, в мутной воде легче ловить рыбу. И это страшно. Печально, что в этом очень активно участвуют СМИ. Но что бы ни происходило, пришло время осознать, что мы – титульная нация государства. Сейчас нельзя считаться культурным, образованным человеком, если ты не знаешь историю своего Oтечества, родную культуру, иконопись, святоотеческое наследие.

  Что делает Церковь для профилактики наркомании?

  Силами нашей епархии в так называемых спальных районах создана сеть детских образовательных центров, поскольку многие дети, особенно из неблагополучных семей, сейчас брошены на произвол судьбы. Государство не в полной мере заботится о них. На сегодняшний день в епархии существует 70 детских образовательных центров, где в самых различных секциях и кружках занимаются более 7000 ребят. Здесь они имеют возможность выбрать себе занятие по душе. Это и спорт, и хоровое пение, фото- и видеостудии, и самые разные народные промыслы.

Правда, не всегда чиновники откликаются на нашу инициативу, забывая, что все безпризорные ребята в нашей стране - это государевы дети. Государство должно о них заботиться и давать ставки учителям дополнительного об­разования. Это поможет привлечь ребенка к творческой деятельности, раскрыть талант, занять его свободное время, чтобы он не бродил по улицам. Думаю, сегодня это главная задача чиновников всех уровней. Давайте займемся нашими детьми.

– Владыка, в последнее время Церковь упрекают в том, что ее язык не понятен тем, кто приходит в храм. И звучат предложения перейти на современный богослужебный язык. Что скажете об этом?

  В 70-е годы в Церкви уже были попытки перевести некоторые богослужебные книги на русский язык. Но это звучит совсем по-другому и наносит ущерб как смысловому, так и фонетическому, ритмическому строю фраз. Церковно-славянский – это язык молитвы, где построенные фразы имеют божественное содержание, неповторимую благозвучность. Об этом свидетельствуют святые отцы. Поэтому изменять его ни в коем случае нельзя. Просто необходимо ввести изучение языка в общеобразовательную систему.

На одной из конференций в Москве рядом со мной сидел академик Львов из Санкт-Петербургского университета, филолог. И когда заговорили о пepeводе богослужебных текстов на русский язык, он очень хорошо разъяснил ситуацию. Зачем переводить, если старушки свободно читают на церковно-славянском, и им все понятно? Неужели сложно понять, что «живот» – это жизнь? В чем проблема? Академик сказал, что если ввести церковно-славянский язык в общеобразовательной школе, то в течение двух лет его все будут знать.

А разрушать, упразднять всегда легко. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Ведь язык нечто большее, чем речь. Это не только средство общения, но и наши славянские корни. Он формирует национальное самосознание. Введение в школах такого предмета сохранит нам родную речь. Кроме того «язык» по-славянски переводится еще и как «народ». Значит, это поможет нам пробудить в себе и патриотические чувства. Откроется та глубина, о которой говорится в первой главе Евангелия от Иоанна, что Бог есть Слово. К этому соответственно и надо относиться.

Подготовила Ольга

 

наверх