Наш прошлый рассказ был посвящен майскому паломничеству по Великой русской реке Волге на теплоходе «Алексей Толстой» по маршруту Самара – Нижний Новгород – Самара и знакомству со святынями Православия. Хочется отметить, что на теплоходе были созданы все необходимые условия как для полноценного отдыха, так и для православной жизни (в конференц-зале был оборудован походный храм), а также для участия путешествующих в службах в монастырях и храмах Волжских городов.
Любой имел возможность заказать вкусные и полезные постные блюда и жить привычной для себя жизнью, окруженной радостной доброжелательностью… Итак, мы покинули этот чудо-град Свияжск вместе с покорителем Казани Иоанном Грозным, чтобы, в отличие от его основателя, вернуться сюда несколько позже. Сегодня храмы Успенского Свияжского монастыря резко контрастируют с прочими постройками города-острова. По этим храмам можно судить о том, какое впечатление производили они в XVI веке, когда, словно белая лилия, изваянная из камня, расцвели посреди сплошь деревянного Иван града. Ощутить дух времени нетрудно еще и потому, что первоначальный архитектурный облик обители в основе своей не изменился до сих пор. В отличие от прочих русских монастырей, долго остававшихся деревянными, храмы Успенского Свияжского монастыря сразу строили в камне. Еще продолжались военные действия, а монументальные белокаменные церкви, вознесшиеся, как знамена, над волжскими просторами, убедительно провозглашали – христианство пришло в эти края навсегда. Белокаменные памятники веры. Храмы возводила артель псковских мастеров под руководством выдающихся зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, построивших Казанский кремль и собор Василия Блаженного в Москве.
В 1955-1956 годах вырос первый монастырский храм в честь Святителя Николая Чудотворца, трапезный. Внутри он напоминает Грановитую палату Московского Кремля. До революции на острове действовало 12(!) замечательных храмов. Но сейчас их осталось шесть.Все - в довольно плачевном состоянии. Все требуют значительных реставрационных работ, как и 43-метровая колокольня. Промыслом Божиим мы прибыли в Свияжск в день празднования памяти Николая Чудотворца. Экскурсовод Андрей нам рассказал, что в храме Николая Чудотворца, также подлежащего восстановительным работам, службы проводятся только два раза в году - на Николу зимнего и летнего. Какова была наша радость, когда мы поняли, что организаторы тура, зная это, позаботлись о нас – грешных. Потому и предупреждали заранее о возможности принять участие в монастырской службе. Оттого и подгняли паломников пораньше, и небольшое судно «Москва» заказали ко времени, чтобы мы успели в храм. И вот, пройдя несколько сот метров, мы получим возможность послушать удивительное пение монастырского мужского хора, помолиться великому угоднику Божию о помощи в разрешении своих проблем… И даже причаститься Святых Христовых Таин вместе с насельниками этой обители. Здесь вспомнилась и библейская мудрость о том, что «много званных, но мало избранных», ибо совершили все перечисленное совсем немного паломников. Но все же шанс сделать это был у всех. Наверное, не зря город напоминает большой, плывущий по воде корабль. Его движение по житейскому морю не было простым, а изменения совпадали с историей нашей Родины. Изначально Свияжск (Иван град) славился своими монастырями (их было три) и храмами, было местом, куда приезжало множество паломников, ценивших особый микроклимат, первозданную тишину и благодать, а также страждущих прикоснуться к святыням: иконам Святой Троицы, Сергия Радонежского, Николы Можайского, чудотворному образу первосвятителя, архиепископа Казанского и Свияжского Германа. Накануне революции (большевицкого переворота), разрушившего этот патриархальный город, здесь жило более трех тысяч человек, из них более пятисот - практически каждый шестой - были представителями духовного звания.
В Свияжске существовала земская больница на тридцать коек, здесь имелось семь учебных заведений, среди них в Успенском монастыре работало уездное церковно-приходское училище, в помещении думы располагалась библиотека, городок имел двухэтажную богадельню, работали телеграф, почта и телефон, активно трудились губернское земство и местные благотворительные общества, была даже своя пожарная команда. В сторону Казани курсировали два грузо-пассажирских парохода. Горожане не жаловались на отсутствие работы - они служили в присутственных местах, казначействе, уездной тюрьме. И хотя промышленность здесь не развивалась, в городке имелись два солодовенных заводика, а Торговую площадь венчало двухэтажное здание паровой мельницы с керосиновым двигателем. Особенно оживлялся Свияжск по субботам, когда открывался базар, где можно было купить продукты сельского хозяйства и изделия народных промыслов. А дважды за лето, в дни престольных праздников, в Свияжске шумела ярмарка. Так, не особенно роскошно, в соответствии с понятным ему укладом, жил этот городок на высоком холме - Круглой горе, где когда-то была стоянка язычников. Памятник Богоотступнику
…Испытания начались для жителей Свияжска летом 1918 года. Когда на «военно - передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина» в город прибыл «иудушка» наркомвоенмор Троцкий и его спутники-помощники Всеволод Вишневский, Демьян Бедный и другие первые советские деятели культуры. Появление в этих местах бронепоезда не удивительно местных жителей. Они знали, что летом 1918 года белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос, быть или не быть новой власти, стоял тогда очень остро. Красные под натиском противника отступали… Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армией путем децимации — методом, забытым со времен античного Рима и орды Чингисхана. Он заключался в том, что расстреливали каждого десятого красноармейца. Таким же вот летним солнечным, напоенным синевой чистым тихим утром на центральной площади города выстроили в шеренгу воинскую часть красноармейцев, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пустили пулю в затылок. Надо сказать, что фашисты до такого не додумались, а в Свияжске этот прием нашел свое реальное воплощение. Наверное, действительно, на святом месте враг лютует больше. Сложно понять, почему Свияжск вызывал такую ненависть у большевиков и последующих за ними коммунистов. По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен впервые в истории нашей страны памятник Иуде Искариоту, привезенный из Москвы на бронепоезде! Он был прикручен болтами и гайками к тумбе. Как вспоминает один из очевидцев, когда сдернули брезент, "взору присутствующих предстал тщедушный гипсовый истукан в рубище, с искаженным злобной гримасой лицом, но коротких кривых ногах, потрясавший кулаком в небо...Народ начал роптать, старухи крестились”
Как писал в своих мемуарах участник этого события датский писатель Галлинг Келлер: «…местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, первом бунтаре – революционере, представив его во весь рост с поднятым кулаком, которым грозил небу…» К счастью, как только ушла Красная Армия, навсегда исчез и памятник Иуде. Даже такой ненавистник Православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник заменили скульптурным изображением «вождя мирового пролетариата». Наверное, чтобы компенсировать это отступление от своих планов, новые хозяева жизни закрыли монастыри и церкви, сорвали с иконостасов древние иконы. Кроме того, большевики расстреляли монахов и священников, а также многих жителей города. Богоборцы действуют.
Летом этого же года началось плановое разграбление свияжских церквей и монастырей, расстрелы священников и монахов. Одним из первых погиб епископ Амвросий, он был арестован красноармейцами, которые прибыли реквизировать хлебные запасы Свято-Успенского монастыря. Владыку расстреляли через день после ареста на станции Свияжск. По рассказам очевидцев, он стоял на коленях и молился, пока убийцы рыли ему неглубокую могилу. Через несколько часов келейник нашел тело архипастыря. С израненной штыком спиной и вывернутыми руками. Он похоронил священномученика на месте его кончины и в течение 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не пахал землю вокруг могилы. Иногда говорят, что архиерея расстреляли по личному приказу Льва Троцкого. Чья армия вошла в город, оставленный белочехами. Перед расстрелом 51 летнего епископа будто бы привязали к хвосту бешеной лошади, пустив ее по городу. Ныне справедливость восторжествовала, и епископ Амвросий канонизирован и причислен к лику новомучеников российских. Святитель Герман, первый настоятель Успенского Свияжского монастыря, разделил крестные страдания Церкви и своей обители. Большевики кощунственно вскрыли святые мощи праведника. Но когда они попытались увезти их из монастыря, при совершенно ясном небе ударил гром, в воздухе потемнело и по Волге пронесся страшный смерч. Толпа кощунников в страхе разбежались. До 1925 года мощи оставались в обители, а затем таинственно исчезли.
Продолжение в комментариях: