На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Воспитывая паориотов конкретным делом

 пряха
МОУ Заплавнинская ООШ Борского района Самарской области вот уже  более года  имеет статус экспериментально площадки по разработке и реализации Программы формирования и развития системы воспитания граждан и патриотов России в условиях образовательного учреждения. Так сложилось в наше время, что всё исконное и родное мы теряем с каждым годом, с каждым днём, с каждым часом. Оглядываясь назад, ощущаешь размеры потерь и материальных, и нравственных. Становимся Иванами, не помнящими своего родства.  То, о чём предупреждали классики, становится явным, пугающим. Особенно осознаёшь это, работая в детском коллективе, в школе. Ведь из школы выходят будущие граждане страны, будущие мамы и папы, будущие историки, экономисты, защитники, наше будущее. Важно отметить, что это будущее России, а не Америки и Англии, к примеру. Поэтому, в настоящее время  у коллективов педагогов есть возможность корректировать, изменять, серьёзно пересматривать  содержание и структуру  воспитательного процесса в школе.
 В настоящее время как-то оживился процесс создания школьных музеев, разных, необычных или, напротив, традиционных. В рамках  реализации эксперимента  на базе школы был  открыт  этнографический музей «Родная сторонка», первый школьный в своём роде.  Работа музея разнообразная и интересная. Назначение музея – сохранить, поддержать и передать последующим поколениям культурное наследие. Он помогает оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины. Но хочется остановиться только на отдельных моментах его функционирования. На базе  музея открыта школа ремёсел, которая представлена технологией ткачества Поволжья. Наша мечта — вернуть деревне  традиционные деревенские ремесла, вернуть  тот дух народного творчества, который и кормил, и нравственно воспитывал, и физически развивал. Приобщение  детей к ремеслам  восстанавливает духовные связи с прошлым, закаляет детскую психику, обогащает ребячьи сердца.
Одним из таких способов стало возрождение искусства ткачества, ведь  мы живём в сельской местности, а крестьяне наших мест с древних времен одевали себя сами, делали самостоятельно полотно: холстину с  помощью ткацкого станка и шерстяное, изготовляя нить на прялке.  В нашем этнографическом музее  есть действующий ткацкий станок конца   века, подаренный жительницей из соседнего села. Наличие станка  само по себе уникальное событие.
 Но путь к первым действиям на нём оказался не короток и не лёгок.
Учащиеся, активисты музея, начали с того, что организовали этнографическую экспедицию с целью изучения  местные традиции ткачества. В чем уникальность России? В том, что у нас еще живы бабушки, которые подсказали основные тонкости работы на ткацком станке.  Так собрались первые и очень важные материалы. Следующим этапом было  обучение руководителя музея Панариной Л.И.  на курсах по ткачеству, где она приобрела навыки работы  на пальчиках, дощечках, бердечке и ткацком станке.
И работа закипела. Наиболее простые и древние плетения – косичка. Таким способом ткут ребята 2-4 классов. Из готовой нити ребята ткут тесьму, пояски, ленты. Технология плетение не сложна, поэтому её успешно осваивают младшие школьники.  Косичку плетём на пальчиках из 5 нитей. Берём пять нитей одинаковой длины. Закрепляем узлом с одной стороны так, чтобы получилась петля. Закрепляем за что-нибудь твёрдое (спинку стула). Делим нити на две части (2 нити и 3 нити), одеваем 2 нити на левую руку, а 3 нити – на правую. Мизинцем левой руки продеваем верхнюю нижнюю нить на правой руке через 2 нити на левой руке и переносим третью нить на левую, затягиваем. Затем то же самое проделываем правой рукой.
 Занятия  по ткачеству в начальных класс всегда проходят с большим интересов. Современные мальчишки и девчонки сосредоточенно и терпеливо плетут незатейливые славянские узоры на тесёмочках, Кто-то подарит её маме и подруге в день рождения, кто-то изготавливает закладки для книг. Кроме большого эстетического наслаждения этот вид деятельности имеет огромный  развивающий потенциал. Эти десять маленьких пальчиков, мелькающих между нитками, эти разнообразные движения развивают правое полушарие мозга. А это не только воображение, но и формирование  нравственных  качеств: терпимости, уважения друг к другу.   Важно отметить, что такому  виду  работ обучаются и посетители музея – учащиеся школ Борского района на интерактивных занятиях здесь же, в музее. Сама обстановка русской избы  помогает мальчишкам и девчонкам перенестись в то далёкое прошлое, которое старанием и фантазией организаторов музея стало явным, интересным и полезным.
           Для старшеклассников ткачество представлено настоящим тканьем  на дощечках и бердечке. Этот вид ткачества осваивают учащиеся 7- 9 классов. Дощечка изготавливается из дерева, пластика, она квадратная. В каждом углу отверстие. В отверстие пропускается нить основы. Пользоваться ими удобно и просто. Для того чтобы поменять местами верхние и нижние нити, достаточно повернуть дощечку на 90 градусов в ту или иную сторону, при этом сменяется четвертая часть основы.  Нити  бывают самые разные. Дощечки можно поворачивать в любую сторону и в каком угодно порядке. Нити перекручиваются, и создаются почти ничем не ограниченные по сложности узоры. И вот на ваших глазах, постепенно, из этой радуги рождается цветной пояс, линия за линией, ряд за рядом.  Ребята с удовольствием ткут пояса – обереги.
 Эти пояса принимают в подарок с большим удовольствием гости нашего музея, а иностранцы считают их  замечательным русским сувениром. Одна из гостей нашего музея, Катарина Штайер из Германии призналась, что долго  размышляла о том, какой бы ей привезти из России сувенир. Когда она получила в подарок пояс-оберег, то призналась, что это будет оригинальным напоминанием о России.
   Бёрдо -  это подобие небольшого ручного ткацкого станочка, нечто вроде гребня, закрытого с обеих сторон. Это более сложные виды ткачества, поэтому их осваивают ученики среднего и старшего звена. Поклонники рэпа и Интернета  умело управляются с ткацкими приспособлениями своих предков, со здоровым азартом сравнивая, чей узор интереснее и оригинальней.
       Сокровищем нашего музея, как мы уже говорили,  считается горизонтальный ткацкий станок, он действующий. Это сокровище досталось нам со своей небольшой историей. Её знают все ученики нашей школы. А история такова. Этот станок сделал отец одной из жительниц с. Таволжанка в приданое, когда той пришло время выходить замуж. Это традиция была немаловажной, как и сейчас наличие у невесты в приданом стиральной или швейной машинок. В те далёкие времена на станке работали: ткали замечательные по своему качеству льняные и шерстяные ткани. Образцы их тоже находятся в музее. В самом деле, стоит отметить высокое качество исполнения работы: без единого узелка. Не знай всей истории, от фабричной не отличишь!  Детали станка гладко струганные, с тёплым янтарно-матовым оттенком. Кажется, что прикоснёшься – ощутишь тепло русской печи. Заплавнинские ребята не только прикасаются к нему, но и работают на нём.
 Конечно, это не массовая работа, но все желающие осваивают технику ткачества на станке. Самым сложным оказалось заправить станок, т.е. сделать основу из нитей. Здесь тоже есть свои особенности и секреты, которые поддаются не всем. Удивительно, нам, смело управляющим искусственным интеллектом, оказывается затруднительно наладить ряд нитей в ткацком станке. А ведь это всё могла с закрытыми глазами выполнить любая деревенская  девчонка  сто лет назад!  И полотно у нас выходит далеко не идеальное, но всё-таки получается.
Вот и наблюдаешь за работой  восьмиклассницы Сундеевой Екатерины, как она старательно и аккуратно вставляет челнок в ряд нитей, почти механически отсчитывая необходимое их количество. Вот  сидит русская красавица в народном костюме народов Поволжья!
    В учебном процессе вся эта деятельность используется достаточно органично. Это могут быть уроки технологии по определённой теме, это и занятия кружковцев, это и  уроки гуманитарно-эстетического цикла, это и внеклассные воспитательные мероприятия и даже родительские собрания.
 Ткачество не единственное направление Школы ремёсел.  Другое не менее интересное и важное -  изготовление тряпичных кукол.
Это направление выбрано не случайно. Народная игрушка является выразительницей народных представлений о добре и зле. Игрушки- не балушки,  игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи. Работа над изготовлением народной тряпичной куклы несёт в себе реализацию важных воспитательных задач, позволяет развивать чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желание  их сохранять, возрождать и умножать;  прививает  молодому поколению нравственный  иммунитет  против влияния низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну. А ещё, как это не парадоксально, обучает  полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.  На уроках по изготовлению кукол  дети большую часть времени  находятся в  практической работе,  получая знания  о народных традициях и обычаях.
Знания народных обычаев и традиций позволяет обучающимся более трепетно относится к тому, что было создано руками наших предков. Это важный воспитательный процесс, т.к. передача мастерства происходит из уст в уста, из рук в руки от учителя-мастера, учителя-носителя традиционной культуры. В нашей школе  таким человеком оказалась учитель начальных классов Ерицева Любовь Ивановна.
Заинтересовалась, загорелась сама, открыла для себя интересный мир тряпичной куклы и с большим энтузиазмом  теперь знакомит с ним своих воспитанников. Процесс изготовления куклы – это не только работа с тканями и другими материалами, это обязательная беседа-знакомство ребят  с историей той или иной куклы, обрядами и обычаями, связанными с ней. Невольно  понимаешь, как повезло этим детям, что в  свой самый сокровенный возраст они почерпнули из родника народных традиций, напились и напитались этими  ценными знаниями. Учителем было разработано планирование учебного материала по курсу «Изготовления тряпичной куклы»
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятий
кол-во часов
в том числе
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Введение в курс
1
1
-
3.
Материаловедение
1
1
1
4.
Простые приемы работы с лоскутами
1
1
1
5.
Виды кукол:  1. Пальчиковые;  2. Ладонные;  3. Локтевые.
3
3111
3111
6.
Изготовление игровых кукол:
2
2
2
7.
Изготовление кукол - оберегов
2
2
2
8.
Изготовление обрядовых кукол.
2  
2  
2  
9.  
Оформление стенда: КУКЛЫ СТАРИНЫ.  
2_______15 часов
   
2  
 
Другим замечательным и интересным наставником для ребят  стала Пантелеева Антонина Васильевна, награждённая почетным званием «Мастерица».
Интересы у неё широки и многообразны: это и вязание крючком, на спицах, это различные техники вышивание, освоенные до совершенства, это швейное дело, это и лозоплетение, это и изготовление  народных тряпичных кукол. Антонина Васильевна с большим интересом и теплотой может рассказывать о многих видах народных кукол. Слушая её, ловишь себя на мысли, сколько интересного, разумного и полезного таят в себе народные традиции и обычаи, как сделать так, что бы всё это в очередной раз не кануло во времени. Так родилась идея Школы для взрослых (для учителей и родителей). Верна истина, чтобы воспитать поколение хороших учеников, нужно воспитать поколение хороших родителей. Обделены были в своё время полезными  и нужными знаниями родители современных  мальчишек и девчонок. Пусть же сейчас они получат эти бесценные крупицы народной мудрости, которые, возможно, помогут решить какую-то проблему или отведут от беды.
Материал подготовили:
Татьяна Викторовна Хамова - учитель русского языка и литературы.
 Любовь Ивановна Ерицева - учитель начальных классов.
                           Людмила Ивановна Панарина - руководитель этнографического музея « Родная сторонка».
 
 
 
 

Картина дня

наверх