Недавнопо инициативе Самарской епархии в здании Самарской духовной семинарии прошло заседание круглого стола, посвященное проблемам распространения деструктивных учений. В нем приняли участие представители традиционных конфессий и светские эксперты, в частности: клирик Покровского кафедрального собора игумен Вениамин (Лабутин), доктор философских наук, профессор кафедры философии Самарской гуманитарной академии Сергей Александрович Лишаев, имам, ахунд Регионального Духовного управления мусульман Самарской области Илгизяр Сагдеев, заведующий заочным отделением СамПДС Николай Юрьевич Трошков, социальный психолог, консультант по работе с пострадавшими от деятельности деструктивных культов Михаил Валерьевич Вершинин и социальный психолог Анна Анатольевна Панченко.
В присутствии многочисленных представителей СМИ вела круглый стол тележурналист Ирина Анатольевна Лукьянова:
- Что следует считать деструктивным культом, а что конструктивным, и где та разница, которая их отличает? Есть ли устойчивые признаки, по которым можно отнести организацию, лидера к деструктивным?
М.В. Вершинин:
- Мы рассматриваем деструктивные культы как некие малые группы, лидеры которых с помощью психологических техник заставляют людей принимать решения неосознанно и против своей воли. Грубо говоря, ими манипулируют. В социальном плане это выражается в том, что люди становятся способными на поступки, которые в нормальной жизни они бы никогда не совершили. Вообще изучение деструктивных культов и всего, что связано с «промывкой мозгов», началось с Нюрнбергского процесса, когда пытались анализировать, как мировые светила в медицине могли убивать по 100-200 человек в день, проводя медицинские опыты в лагерях и при этом не испытывая никаких моральных угрызений.
Игумен Вениамин:
- В христианстве важнейшим даром Бога человеку является свобода воли. Человек слышит голос Божий, зовущий его ко спасению, он являет свою свободную волю, идет за Всевышним. Воля Божия изложена в Священных книгах: для христиан это Библия, для мусульман – Коран.
Существует достаточно древняя религиозная традиция, которая имеет богатую историю, на ее базе и возникли мировые цивилизации. И если мы говорим о деструктивных культах, то там этот принцип свободы воли грубо попирается. Я бы выделил следующие признаки деструктивных культов. Во-первых, так называемая «сотериологическая исключительность». Члены культа верят, что только они спасутся, только они обладают мудростью Божией, все остальные погибнут или будут пребывать в страшных мучениях.
Второй признак: наряду с общепризнанными книгами, большое внимание придается «писаниям» лидеров секты, где зачастую содержатся очень вредные идеи, и в большинстве случаев «писание» лидера секты доминирует над тем, что первоначально провозглашается основой данного культа. Характерен метод очень жесткого подавления личности. Требуется безпрекословное исполнение приказов лидера организации. Очень часто характерна полная изоляция, когда сектантам внушают, что мир лежит во грехе, любой контакт с ним опасен, от этого контакта может произойти повреждение души. Зачастую это приводит к распаду семьи, потому что если муж или жена не принимают учения, то сектанты требуют развода. Нередко в недрах секты осуществляется метод зомбирования: заставляют длительное время читать мантры, поститься. В результате человек подавлен и не в состоянии противодействовать этому влиянию.
Имам Ильгизяр Сагдеев:
- Это проблема, которая касается нас всех, вне зависимости от веры и национальности. Нередко, зомбируя сознание, лидеры сект в качестве мудрых постулатов приводят изречения из самых различных вероучений. Проблема очень серьезная, и, на мой взгляд, здесь необходим государственный подход. Если не поставить заслон, проблема будет разрастаться. Нам необходимо просвещать не только детей и молодежь, но и все общество. Пока еще не так много наших соотечественников посещает православный храм или мечеть. Нет достаточной информации для мусульман про ислам, и для православных об их культуре и вере. Нет социальной рекламы. Что только мы не видим на телеэкране, в печатных СМИ, о чем только не узнаем, сколько видим и слышим насилия, непристойностей, но нет, например, изречений из Библии, Корана, мы не слышим Божиих заповедей, таких простых истин, как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй.
С. А. Лишаев:
- Секты размножаются и развиваются именно потому, что предлагают упрощенную конструктивную программу для тех, кого вовлекают. Структурируют интеллектуальное, духовное пространство и говорят в категоричной форме, вот это хорошо, вот это плохо. И человек обретает некую картину мира, «находит» смысл и цель жизни, какую-то определенность. Потому что в современном потребительском обществе, в глобализирующемся мире человек зачастую находится без руля и ветрил, его носит в разные стороны, и такая ситуация благоприятна для возникновения новых сект.
Поэтому немаловажно думать о таких общекультурных, социальных предпосылках в стране, которые помогут создать неблагоприятные условия для появления новых сект.
- Поговорим об опасности деструктивных культов.
А. А. Панченко:
- Главная опасность в том, что методы, используемые деструктивными культами, совершенно тайные. Налицо манипуляция сознанием. Есть такое понятие, как деструктивная личность. Это состояние реформированного сознания, когда происходит полное изменение личности человека. К сожалению, как социальный психолог сталкиваюсь с такими случаями могу сказать, что после выхода из секты очень сложно вернуть человека в его изначальное состояние. Личность теряется.
Деструктивные культы предлагают очень упрощенную картину мира: есть черное и белое, но никаких оттенков. Соответственно, такой человек легко становится управляемым волей лидера группы. Безусловно, это плохо для общества.
Игумен Вениамин:
- Есть секты, в которых вырабатывают крайне негативное отношение к миру, в котором живет человек. Например, государство считается орудием в руках диавола. Запрещается приносить присягу, служить в армии, участвовать в выборах, вести какую-то социальную и политическую жизнь. Человек изолируется от своей страны.
Есть секты, отличающиеся ярко выраженной эсхатологической направленностью. Мы с вами помним группу пензенских сидельцев, когда здоровых людей загнали под землю, несколько человек там умерло. Но происходят и худшие вещи. Например, лидер секты желает приблизить апокалипсис и дает приказ своей общине перейти к антиправовым действиям. Яркий пример – атака в токийском метро сектой «Аумсенрике», действия Белого братства в Киеве, когда они захватили Софийский собор. Это сближает некоторые деструктивные культы с террористическими организациями. Что становится опасным для общества.
М. В. Вершинин:
- Когда вы попадаете, в секту, можно забыть о таком понятии, как право выбора. Вы попадаете на конвейер: у вас одна дорожка, и она предсказуема. Фактически вы живете по тем инструкциям, которые разработал лидер. В традиционных религиях у вас есть большое количество путей, как прийти к духовной истине. Следуя традиционной религии или просто философии, вы меняете себя сами, не ломая личность. В культах фактически речь идет о социальной смерти. Вам дают новое имя, вы начинаете говорить на новом языке, воспринимать мир только так, как вам об этом говорят. Через 1,5-2 года на выходе мы получаем даже не психологического инвалида, а человека, который находится в социальной коме. В культах вас доводят до такого состояния, что вы даже не можете сформулировать свою мысль. Мы встречались с последователями одной из сект, с пострадавшими, они даже не могли высказать своего мнения, а обязаны были процитировать культовый источник.
Продолжение в комментариях: