Уважаемая редакция. Всегда с интересом и надеждой, что что-то изменится к лучшему, читаем вашу нужную и полезную всем людям газету. Воспринимаем ее как индикатор направления, в котором следует мыслить и руководство к осмыслению тех или иных явлений. Вот и новая ваша рубрика «тема для разговора» заставила помыслить и взяться за перо.
Не судите строго. Я просто попыталась описать в письме нашу постоянную боль, рассказать о проблемах, которые сегодня волнуют. Может быть публикация этого материала будет способствовать их решению. По последним статистическим данным только за минувшие двадцать лет с карты России исчезло более 20 тысяч деревень. Что это - случайность, или продуманная политика государства? Попробуем разобраться на конкретном примере. Так сказать, взглянув изнутри. Взгляд в прошлое
А чтобы было ещё понятнее, начнём с истории, то есть расставим все по своим местам. Наше село Неклюдово было основано представителем древнего дворянского рода Иваном Васильевичем Неклюдовым в 1773 г. (год постройки первой церкви в селе в честь Казанской иконы Божией Матери). По соседству в 20 верстах жила его родная сестра Ирина Васильевна Аксакова (1725-1799), урождённая Неклюдова. Её внук Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)-классик русской литературы с мировым именем. Его дед, Степан Михайлович Аксаков (1724-1797), похоронен в нашем селе возле старой церкви.
В XVII-XVIII веках, когда в России еще можно было найти свободные земли, "пустоши", ими, как высокой наградой, жаловали особо отличившихся в сражениях, за государственную службу, успехи на дипломатическом поприще. Преследовалось три цели: поощрить, наградить землёй наиболее видных деятелей, своими ратными и государственными делами, прославивших Россию; как можно быстрее получить с этих необжитых, плодородных черноземных земель больше зерна и другой сельскохозяйственной продукции для укрепления экономики страны; продвижение православия на восток.
Вот только некоторые представители Неклюдовых: Петр Васильевич Неклюдов (1745-1797) - обер-прокурор Сената; Сергей Васильевич Неклюдов (1746-1811) - тамбовский губернатор; Вера Васильевна Неклюдова (1862-1935), работала в организации Красного креста в Стокгольме, учредительница и старшая сестра сестричества при церкви святого Александра Невского в Париже; Неклюдов Анатолий Васильевич (1856-1934)- дипломат, посланник России в Болгарии, Швеции, Испании; Неклюдова Мария Алексеевна (1865-1948) - благая душа, начальница Харьковского девичьего института, похоронена в с. Кузькино Самарской области; Неклюдов Леонтий Яковлевич (1748-1839)- генерал-майор, герой Измаильского штурма и многие многие другие достойные сыны и дочери нашего Отечества. Стоит заметить также, что род Неклюдовых берет свое начало от Радши, прибывшего в Новгород. Правнук его Гавриил Олексич, прославился в Невской битве (1240) и состоял боярином при великом князе Александре Невском. Потомок Радши Григорий Дмитриевич Бутурлин по прозвищу Неклюд ("неуклюжий", "нескладный", давалось в обратном смысле в качестве языческого оберега), имел сына Федора Григорьевича, который действительно стал писаться Неклюдовым.
Как видите, неклюдовцам есть чем гордиться. Тем более что наше село и помещичий быт описано в произведениях С.Т. Аксакова "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова внука". Да, люди тех времён, даже будучи родом из немцев, приехав в Россию, всячески старались верой и правдой послужить царю и Отечеству. Осваивали новые земли. Приносили с собой в самые тёмные уголки России свет Православия. Жили там семьями и детей патриотами воспитывали. Сыновей в 18 лет дворяне отдавали на службу, почитая это за высокий долг. Например, на одной из надгробных чугунных плит некрополя Неклюдовых в нашем селе сохранилась надпись: "Сын Уланского полка Самойлов Василий, умер в 1813 году".
По рассказам старожилов села Чекмаевой Марины Яковлевны (1913 г.р.) и Сивачовой Ксении Гавриловны (1915 г.р.), в нашем селе усадьба Неклюдовых представляла собой двухэтажный белый дом с колоннами на юг в сад-дендрарий ( с растениями, завезёнными из разных стран). От дома через весь сад шла дорожка из красного кирпича по липовой аллее к старой церкви и Некрополю. Сад этот с многовековыми соснами, елями и липами сохранился и поныне. В селе был кирпичный завод, суконная фабрика, кожевенные мастерские, водяная мельница. В 1861 году из кирпича и привозной сосны была построена новая церковь. Обшили ее красным тесом. Считалась самой красивой в округе. Звон ее колоколов был слышен даже в Бугуруслане. Народу в селах было столько, что из соседнего села Дурасово (в двух км. от Неклюдова), нельзя было протиснуться между людьми, когда зимой все шли к обедне; батюшка (Батюшев) на пасху в один день не успевал обходить дворы, они ещё и на другой день оставались. Раз в месяц священник ходил по дворам и кропил дома изнутри и снаружи святой водой. Перед началом полевых работ выходили в поле на молебен, детей вперед на коленочки ставили, да так дружно молились, что наши бабушки это и в 97 лет помнят. По воскресеньям даже детям кушать ничего не давали до окончания литургии (пока в колокола не зазвонят). Звонили заутреню, обедню, вечерню, а на Пасху - целый день. Школа звалась ликбезом. Учительница была барыня, Александра Михайловна. Девочки брали с собой гребень, веретено, мочки(кудельки) и пряли прямо на уроках, слушая учительницу. Работу бросали только тогда, когда вызывали к доске. Без работы вообще ни минуты не сидели. От Дурасова до Дмитриевки было такое длинное поле в несколько километров "барская лента", так его жали серпами до обеда один проход туда и обратно, и после обеда также. Зимой на полях лопатами делали снегозадержание, ставили вешки до Дурасова и до Дмитриевки. Вечером ходили на "беседы", тоже со своим рукоделием, где были и "робяты". Соревновались, у кого рукоделие лучше. За зиму девочки готовили каждая себе суконную юбку и кофту. Венчались в церкви. Детей было по 9 человек и более. Рожали всех, вот и здоровье было. На две деревни была одна повитуха (Вера Алёнина - уважаемый человек). Летом в поле на работы брали с собой и грудных младенцев, зыбку подвешивали на поднятые вверх оглобли. Вместо соски - нажеванный хлеб в тряпочке. Зимой и пряли, и зыбку ногой качали. Пьянки в деревне не было. Разрешалось выпивать только на Пасху, Рождество и на Казанскую - Престольный праздник. Молодёжи вообще пить не полагалось. На всё Дурасово один был Лазарь-пьянчужка. За стол садилисьвсей семьёй. Сначала молились Богу. После еды дети говорили «Слава Богу и спасибо папаке" и "мамаке". Стариков почитали. Начало начал С революцией начались гонения на церковь. "Комсомолы" в кожаных куртках всячески насмехались: то во время службы в сторожке на дудке играли, то на Пасху ходили с песнями по деревне и с красным флагом. В 1932 году церковь ломали тоже "комсомолы", не в один день. А крест подпилил и сбросил местный парнишка Сергунька Дубоносов, Таисии сын. Вскоре он умер и все из их семьи тоже. В то время пели частушки: "Комсомолы - люди честны, они жулики известны". "Комсомолы" ходили по дворам и считали скотину, даже кур. Всех обложили продналогом. Надо было сдать картошки - 200 кг., масла топленого коровьего - 8 кг., яиц - 100 штук, шерсть с каждой овцы. Сами пили снятое молоко, яиц не видели. Ели лебеду, коневник, желудки (желуди), медуницу, липовые листья, шкерду, бурсаки. Лебеду мололи, добавляли чуть-чуть муки и пекли лепёшки. Мясо тоже ели. В колхозе корову или овцу зарежут, расхватывали наразрыв. Особенно много облагали в хрущевские времена. На каждый двор налагали кроме продуктов еще и делянку леса выпилить. Тетя Мариша сама ездила в лес и жила там, пока все не напилит и не вывезет. В семье тети Окси нанимали татарина за барана.
В 1941 году мужей забрали в Тоцкие лагеря как бы на месяц на маневры, а получилось - на войну. По деревне где плач - там и похоронка. В войну по дворам стояли раненые солдаты по 2-3 на квартире, а в школе, переделанной из церкви, был госпиталь, где солдат лечили и кормили. Вдовы замуж потом не выходили, считали это распутством.
В 1946 году вновь открыли Неклюдовскую восьмилетнюю школу. Учителя все были приезжие. Директор школы (1946-1954) Батюшев Сергей Алексееевич, родом из Шенталинского района (п.Н.Кувак), прошел всю войну; завуч - его жена, Галина Михайловна; учитель географии - Мезгайло Григорий Иванович, родом из Белоруссии. Физрук Мозлов и учитель Иванов организовали закладку школьного сада. Яблок там было столько, что их даже продавали. На продажу ученики также выращивали в парниках-ямах рассаду капусты и помидоров. Черную смородину собирали и прокручивали с сахаром, варенье хранили в директорской и подавали ученикам к обеду. Уборку в классах, работы в школьном саду и на пришкольном огородном участке учащиеся выполняли под руководством педагогов. За уклонение от летней практики могли и на второй год оставить. Учителей очень уважали. Недаром их имена до сих пор помнят в селе. В 1986 году, при директоре Рогожниковой Валентине Кузьминичне ,построили современную двухэтажную школу с прекрасным спортзалом, столовой, тиром в подвале, с душами и теплыми туалетами для учащихся на всех трёх уровнях; с мастерскими для уроков труда, оборудованными деревообрабатывающими станками для мальчиков и электрическими швейными машинами, оверлоками, электрической плитой с духовкой и кухонным комбайном - для девочек; с лингафонным кабинетом; с оборудованной фотолабораторией и уголком живой природы. В селе построили новую улицу из десяти благоустроенных коттеджей, на двух хозяев каждый. Планировалось построить и ещё одну такую улицу. Провели асфальтированную дорогу. Казалось, вот оно начало новой жизни. Демократическая перелицовка
Что же мы увидели буквально через ближайшие пять лет? Поросшие татарником поля, заброшенные фермы, тока, склады. А ведь недавно за вывод из севооборота даже небольшого участка поля агроному грозила уголовная ответственность и председателю то же самое - за расхищение имущества. На глазах всё растаскивалось с молниеносной быстротой - колхозное, значит ничье. Созданное с таким трудом многими поколениями имущество почти исчезло. Жалкие остатки обрели недавно своих хозяев в лице местных фермеров в соответствие с новыми законами. И это еще хорошо, потому что в некоторых соседних селах имущество коллективных хозяйств вообще досталось "дядям со стороны". Работы у людей почти нет. Самые предприимчивые отцы семейств подались на север и в охранники. Единицы продолжают обрабатывать землю на старой, собранной из металлома советских времен, технике. Чаще они работают себе в убыток, имея при этом высшее сельскохозяйственное образование.
Продолжение в комментариях: