Знак особой богоизбранности нашей Родины находится в нескольких километрах от города Переяславль Залесский в поселке Годеново Ярославской области. Затерялось это село на российской масштабной карте. Промчится мимо водитель, глянет в сторону одиноко стоящего храма и едет дальше. Далеко не все знают, что здесь, на подворье Переяславль-Залесского Никольского женского монастыря Ярославской епархии хранится нерукотворный Животворящий Крест Господень.
Долго искали мы дорогу к этому святому месту. Остановки, расспросы местных жителей, попытки сориентироваться по карте дали мало. Подвыпивший русский мужичок с бидончиком пива в руках, пообещавший показать дорогу, если подвезем его до нужного места, тоже не помог. Но стоило начать молиться, запеть тропарь Кресту Христову, как проблема решилась сама собой. Неожиданно нас обогнали «Жигули». На этой проселочной дороге встретить машину – уже неожиданность. А этот «жигуленок» не просто объехал наш автобус, а, подав сигнал, попросил остановиться. Когда руководитель группы вышел, чтобы узнать, чего хотят люди в «Жигулях», ему навстречу, улыбаясь, устремились немолодые мужчина и женщина. «Мы знаем, что вы ищете. К нерукотворному Кресту приехали, наверное», – сказала раба Божия в платочке. Тут же она стала рассказывать о чудесах, происходящих от этой святыни. Ее спутник был менее разговорчив и более конкретен. Он попросил листок бумаги, ручку и изобразил схему движения к храму, где хранится Крест.
Спросив у наших помощников их святые имена, чтобы помолиться об этих людях у святыни, мы вскоре подъехали к месту, откуда было видно храм в честь святителя Иоанна Златоуста, и пошли к нему пешком.
Историю Креста рассказала нам послушница, которая трудится на подворье.
«В летописи есть запись об этом явлении. Она датирована 29 мая (по ст. стилю) 1423 года. Сельские пастухи пасли скот в тот день на Никольском погосте. Так называлось в XV веке эта местность. Вдруг увидели они в глубине большой столб света. Конечно, убоялись: откуда быть свету во тьме, где человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял, звал к себе вопреки житейской логике. Что делать? Помолились Спасителю, Царице Небесной да Николаю Угоднику и пошли. По топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И предстал перед ними деревянный Крест, а на нем распятый Спаситель. Рядом стоял посреди болотной топи Николай Чудотворец с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божиим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали от распятия голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий, исцеления многие будут…». Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал делегатов идти к местному епископу и просить благословение на строительство храма. Благословенная грамота была получена. В ней разрешалось строить храм во имя святителя Николая Чудотворца и придел в честь Животворящего Креста Господня. Много событий сопровождало воздвижение этого храма. В начале решили начать строительство не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видимо, на такое отступление не было Божией воли. Все, что построили днем, ночью чудесным образом перенеслось на место явления Креста, туда где среди болота возник небольшой островок. Построили дубовую, ладную, крепкую церковь, установили в ней явленный Крест. Прошло время, случился пожар. Первое, что хватились спасать местные жители – конечно же, Крест. Хотели вынести его из горящего храма, а он ни с места. Стоит, как вкопанный. Церковь сгорела дотла. Какова же была радость православных, когда на горящем еще пепелище нашли они невредимым Крест, на котором не было даже копоти. Благословясь, люди занялись строительством нового храма, а построив, установили в нем по правую руку от Царских врат чудотворный Крест, а по левую – икону святителя Николая. Исцеления от Креста начались с первых дней. Сколько их было за эти годы… Паломники ехали к святыне со всех концов Святой Руси. Деревянный храм просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Омывали слезами святое распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения и исцелений, укрепления в вере, Божиих милостей и вразумлений. И начинали ходить расслабленные, прозревать слепые… Разве обо всем расскажешь? Но…
Пришли богоборческие годы. Разорили храм, чудотворная икона святителя Николая безследно исчезла. А разве Крест оставлять можно? Ну и что с того, что бабушка этого молодого парня шла сюда долгими верстами, обивая в кровь ноги, дабы вымолить ему, родившемуся заморышу, и по мнению медиков, «неживому» младенцу телесное здравие и силы? Вот он теперь какой. Грудь нараспашку, нательный крест снят, шапка на голове, хоть и в храме. Сегодня он пришел, чтобы вынести этот Крест.
А тот ни с места. «Что делать?» - стали думать разрушители старого порядка – комсомольцы. Принесли пилу, а она не берет Крест, только зубья сломались. Кто-то в азарте крикнул: «Топором его…» Топор отскакивал и безполезно стучал по Распятию. Тут активисты испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял заблудших детей Небесного Отца. Им бы остановиться, но нет. И, загнав страх Божий в глубины неправедного сердца, заполненного злобой, стали лить на Крест соляную кислоту. Но и это не помогло… Не знаем, что стало с богоборцами. Исчезли они из села. А вот что случилось с другим атеистом, известно. Решил он исследовать породу дерева. И надумал отпилить палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось, но вскоре у несчастного загноился мизинец, началась гангрена. В страшных муках он скончался.
Кстати, люди заметили, что лик Спасителя на Распятии схож с Его изображением на Туринской Плащанице».
Все это рассказала инокиня нашей группе, собравшейся недалеко от входа в храм.
Но где же Крест? Почему его нет? Ведь в начале повествования нам обещали показать эту святыню.
Оказалось, что Крест временно сняли со своего места для проведения профилактических работ. Специалисты из Санкт-Петербурга обработали его специальным составом, предохраняющим от древоедов… И вот это небольшое помещение. Крест лежит на специальных подставках на высоте около метра от пола. Над ним полиэтиленовая пленка. На Кресте Спаситель. Он распростер руки, раскрыв объятия, и смотрит на нас, грешных. Невольно выступили слезы, к горлу подступил комок, а с губ полилось: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Вот и левая ручка, пригвожденная к Кресту. Именно к ней нам разрешили приложиться (остальные участки обработали химикатами). Наклоняюсь. Губы касаются теплого, как человеческое тело, дерева. А внутри такое же чувство, как после причастия Святых Христовых Таин. Отхожу, продолжая: «и святое воскресение Твое славим».
Кажется, что Крест висит горизонтально в воздухе, и многие благоговейно проползают под ним, надеясь исцелиться от своих недугов. Одна из самых маленьких наших паломниц четырехлетняя Настенька, девочка слишком живая, затихает, ложится под Крест и крестится. Глаза полны слез. В сердце звучат слова: «Поклоняемся, Владыко»…
После посещения этой святыни нам открылось значение понятия «Животворить». Это значит создавать жизнь, жизнь настоящую, освященную Светом Божественной Истины и утверждающую, что православие - единственный путь для нашей страны, и русский народ-богоносец спасен будет только им.