На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ДЕЛОВИТОСТЬ _ КАТЕГОРИЯ ДУХОВНАЯ

 За последние годы в нашем сознании сложился образ делового человека – предприимчивого, ориентированного на самостоятельное принятие решений и их выполнение, заинтересованного в максимальной свободе выбора, готового и умеющего рисковать, быстро оценивать ситуацию. Подобное принято связывать с вполне конкретным типом экономического поведения – предпринимательством.

Речь идет о социальном слое людей, ставших в современных условиях собственниками, выдержавших рыночную конкуренцию, благодаря своим деловым качествам
В России всегда существовала несколько иная, чем на Западе культурная традиция понимания деятельности. К примеру "говорить дело" – значит говорить важное, полезное. "Заплечных дел мастер" – о круге занятий. "Деловая жилка" – о способностях, качествах, необходимых для дела. "Кровное дело" – о глубокой заинтересованности. "Дело чести" – о поступке, от результатов которого зависит сохранение чувства личного достоинства. "Человек дела" – деятельный, трудолюбивый, умный человек.
Подобное понимание деловитости выходит далеко за рамки деятельности конкретного слоя людей. Делом можно назвать любой вид деятельности, в котором человек стремится достичь успеха за счет энергии, умения, предприимчивости. Деловой человек – тот, кто серьезно относится к поставленным целям, умело мобилизует усилия для их осуществления, добивается позитивных результатов.
В данном случае мы говорим об особой культуре отношения к делу, характеризующей деловой мир как особый социокультурный феномен. Деловому миру присуща деловитость. Деловитость – это способности трансформировать знания, умения, личный опыт, нравственную культуру в профессиональный и деловой успех.

Удовлетворение неразумных, иррациональных потребностей людей, отрицательного или нерационального спроса вряд ли способствует развитию деловой культуры.
Сказанное выше позволяет понимать под культурой делового мира все то, что поднимает, возвышает и развивает человека, формирует в нем подлинно человеческое, расширяет возможности нравственного выбора, достойного самоопределения, раздвигает границы реальной свободы хозяйственного и социального творчества, развивает стремление человека творить добро, формирует волю, способную воспринимать совершенное и стремиться к совершенству во всех своих проявлениях.
Масштабом личности, глубиной внутреннего духовного мира и творческим созидательным потенциалом определяется и достигается действительная деловитость человека.
В философско-экономических параметрах может быть полнее и глубже представлена и осмыслена сама субстанция делового мира в его предметно-вещном наполнении, духовно-нравственном состоянии и субъективной оценке человека (отдельного представителя делового мира).
Деловой мир как социокультурный феномен на современном этапе развивается на основе традиций. Традиция является онтологически целостным всеобщим, так как она определяется историей. Традиция детерминирует поведение представителей делового мира в том смысле, что они соблюдают определенный, установленный на протяжении длительного времени, доказавший свою жизненность, порядок. Этот порядок определяет их особое мироощущение и мировосприятие. "Целостность подобного знания и видения мира состоит в детерминированном поведении любых равновесных систем, основные свойства которых – устойчивость, порядок, однородность."
Традиция есть процесс передачи наследства от одних представителей делового мира другим. С этой точки зрения она выступает универсально – всеобщим основанием сохранения и развития делового мира.
Традиции делового мира, рассматриваемые в этом аспекте, предстают перед нами как культурно-историческая целостность.
Традиции есть исторически сложившаяся система социокультурной самоорганизации – делового мира. Сохранение опыта, его передача, восприятие и актуализация выступают основными этапами целостности самой традиции как культурно-исторического процесса, как социокультурного коммуникатирования. Социокультурное содержание в деятельности делового мира продолжает определяться и обуславливаться традициями.
Мы согласны с мнением современных историков, философов, занимающихся исследованиями в области традиций, что сегодня "культурные нормы, традиции, образы, хранимые и почитаемые в народной памяти негативируются, извращаются, перетолковываются".
Несмотря на различия в содержании и смыслах конкретных традиций, традиция как обобщающее понятие, как некий философский абстракт предполагает освоение, усвоение и творческую переработку всего того позитивного, что дает прошлое народа.
Традиционными чертами делового мира являются софийность, соборность, семейственность, артельность, кооперация.
Среди представителей делового мира, выходцев из купеческого сословия, особое значение играли семейные традиции в их жизненном укладе, что подтверждается духовными завещаниями купцов. Немаловажен и тот факт, что в конце XIX века в ряде купеческих династий начинает осознаваться некая кастовость своего круга, происходит кристаллизация своей социальной идентичности.
В среде делового мира религиозность воспринималась как безусловная добродетель. Филантропические поступки представителей делового мира напрямую были связаны с религиозным чувством. Из православия в практику деловых людей органически вливались такие свойства личности, как терпение, смирение, упорство, совестливость, добросердечие, достойность, умеренность, порядочность, опрятность, рачительность и т.п. Религиозность способствовала упрочению деловой репутации представителей делового мира.
Одной из черт русского делового мира является его самобытность. Бытие охватывает не только некое универсальное, но и вполне частное, специфическое, самобытное.
В определенном смысле самобытность есть самостоятельность бытия, способствовавшего формированию особой духовности делового мира. Н.А. Бердяев указывал, что "Хозяйственная, материальная жизнь не может быть противополагаема жизни духовной, не может быть от нее совершенно отвлечена и оторвана. Хозяйство есть акт человеческого духа. И от качества духа зависит характер хозяйства". [3] Взгляды Н.А. Бердяева свидетельствуют о том, что представителей делового мира отличали религиозность, основательность, масштабность, самодостаточность.
К примеру, известный представитель делового мира коммерции советник А.С. Губкин в 70- е гг. XIX века выступил с инициативой открытия в уральском городе Кунгуре профессионального учебного заведения, позволявшего молодым людям получать образование и ремесло. В 1877 г. было открыто ремесленное училище, имевшее слесарную, столярную, токарную, кузнечную и другие мастерские, а также хорошо оборудованную лабораторию, физический кабинет, музей, библиотеку и др. Общая сумма затрат на строительство и оборудование учебного заведения составила около 1 млн. руб. серебром. [5]
Подобные расходы становятся обязательными во многих региональных фирмах, что подтверждается финансовыми отчетами предприятий. Несомненным является факт взаимосвязи экономического сознания представителей делового мира и корпоративной психологии. Под влиянием корпоративной психологии представители делового мира начинали ощущать свою неразрывную связь с будущим народа, которое в тот период было невозможно без развития просвещения и культуры.
По проблеме причин активного занятия благотворительностью и меценатством представителей делового мира можно выделить две основные точки зрения. Марксисты, рыночники и другие специалисты, придерживающиеся материалистических убеждений, объясняли действия меценатов стремлением получать социальные и налоговые льготы. Ученые философы, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности хозяйствующих субъектов склонны были выделять религиозные, национально-патриотические, культурно-эстетические корни меценатства.
Анализируя деловой мир, как некую особую субкультуру, на наш взгляд, меценатство в данной среде объяснялось как эгоистическими, так и альтруистическими мотивами одновременно, а также гражданским и нравственным долгом представителей делового мира.
В отличие от делового мира Запада представители российского делового мира не стремились добиться от правительства почетных званий, дававших определенные привилегии. Награды пользовались высоким авторитетом в обществе и являлись своеобразной маркой респектабельности представителей делового мира. Это подтверждает совершенно особый алгоритм развития нашего общества. Социокультурное развитие в России осуществлялось неритмично, не эволюционно. Неслучайно И. А. Ильин писал о том, что "… из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь в том, чтобы как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность". Это выработало такую черту у представителей делового мира, как постоянная готовность к действию, поступку. Они не терпели бездействия и, когда возникали проблемы, то стремились решать их немедленно. Кроме того, они мгновенно реагировали на каждое изменение ситуации на рынке, в экономической политике государства. В условиях перехода к новым экономическим отношениям представители делового мира опасались предоставлять возможность приказчикам, управляющим действовать самостоятельно, отстаивать целесообразность и необходимость принятых ими решений. Подобные качества были присущи Текутьеву, Мешкову, Любимову, Рязановым, Злоказовым и т.д.
Современная цивилизация – цивилизация динамичная, бурно развивающаяся, которая на первый взгляд, недостаточно дорожит традициями. Но, тем не менее, они остаются, сохраняя духовность в обществе. В условиях бурного развития новых технологий в XXI веке только человеческий ресурс является неисчерпаемым источником созидательных возможностей. Интеллектуально-информационный, социально-профессиональный, инновационный, культурно-образовательный, духовно-нравственный потенциал поистине безграничен, универсален, а главное – конструктивен.
Таким образом, масштабом личности, глубиной внутреннего духовного мира, творческим, созидательным потенциалом личности достигается дальнейшее развитие делового мира.
Татьяна Кружкова , профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета г.Екатеринбург.

наверх