На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Святая Русь или Великая Россия

Возрождение России возможно только через Святое православие. При этом построение оптимальной формы общества должно исходить из устоявшихся духовных исторических и общественно-экономических традиций. Держава, империя, конечно, является для нас самым предпочтительным государственным устройством. Даже СССР, по существу, был социмперией.

Таково объединительное свойство русского народа, которую Господь не отнимает у него даже и по сей день. В данном материале речь пойдёт о нынешних путях русского духовного ренессанса. Мы также коснёмся позиции главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова, изложенной им в его интервью журналу «Шестое чувство» по так называемой Пятой империи. Высоко ценя искреннюю любовь и активную гражданскую позицию Александра Андреевича в отношении России, мы тем не менее попытаемся обосновать христианскую точку зрения на имперскую проблематику. Надеемся, что автору концепции «Пятой империи» наш взгляд будет небезынтересен. Участники диалога – постоянный автор нашего журнала, юрист, экономист и фронтовик, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни диакон Николай Петрович Попович и общественный деятель, историк, писатель, президент духовно-светского сообщества «Переправа», учредитель журнала «Шестое чувство» Александр Иванович Нотин. Диакон Николай Попович (далее – П.). Русский таинственный характер, который Запад всё пытается понять и переварить по своим меркам, его онтологическое наполнение и главный смысл – это прежде всего православное мировоззрение. Александр Нотин (далее – Н.
). Для гордого западного человека православие таинственно и чуждо. П. Наши жертвы, наши подвиги, наши войны – почти семьсот лет – им тоже непонятны. Коммунистам, кстати, тоже – они ведь не менее гордые. Бога раз и навсегда за Можай загнали… Поэтому лично мне позиция Александра Проханова с его Пятой империей и постоянным желанием реанимировать Сталина непонятна. Но об этом чуть позже. Конечно, все мы любим Россию и все желаем ей блага. И мы должны признать, что всё в ней совершается по воле Божией либо по Его попущению для блага, а не для беды, потому как беда будет на всех одна – это Апокалипсис, и он идёт. Мы ведь с вами – люди немолодые и видим, как измельчали все лидеры и обессмыслился весь исторический процесс. Мало того, кумиров не стало. Н. Эта вот дамочка в штанах – великая Германия?! Или сегодняшние французы… П. Мы наблюдаем процесс великого исторического крушения. Потому как Господь сказал: «Я не от мира сего». Для чего живёт человек? Прежде всего – для будущей жизни. Родившись раз, он рождается навсегда. Даже наука доказала, что душа отделяется от тела. А мы добавляем – со всеми её богатствами и всеми грехами. И там сама себя осуждает пред лицом Истины. Как говорит преподобный Иустин Попович: кто есть святой? Уголь горящий – там сгорело всё лишнее, и он пылает благодатью Божией. Так и настоящий христианин – всё должно сгореть, что временно. И это обессмысливание истории – тоже милость Божия. Потому как привело к свержению кумиров. Где Сталины, где Гитлеры, где Наполеоны, где великие философы? Всё ушло. Что же остаётся? Только то, что вечно, – Христос. Н. Причём кончали они так скверно, что сам уход их оттенял всё «величие» их жизни. П. Тот же Кант, великий философ. А умирая в 50 лет, впал в детство. А старцы, живущие в монастырях, не только не теряли разум до 90 лет, но и возрастали духовно до великих высот. Н. Как ужасна кончина Гитлера, Сталина. Это относится и к политикам, шоу-бизнесу. Всю свою жизнь лгут, насилуют, грабят, обманывают. И кончают страшно. Смотришь на эти судьбы и думаешь: взялся бы кто-нибудь за статистический анализ. Как взлетает и с каким страшным грохотом падает этот «великий» человек! П. В этом всё и дело. Вот и история России всегда в двух ипостасях – как Русь Святая и Русь державная. То есть как империя. Русь Святая или умаляется (но не до конца), или расширяется. Расширение Руси Святой есть залог будущего устроения нашего Отечества. И вот это наше грядущее объединение должно произойти на почве духовной. И никакие Ющенки ничего нам сделать не смогут, если народ объединится вокруг самого главного – Церкви. Н. Есть две силы. Это явно расширяющаяся Святая Русь, единственно растущая сейчас сила от православного корня, который не смогли повредить ни социальные потрясения, ни войны, ни реформы. Они очень глубоки. Глубже всяких генетик. Что видно на приходе к вере бывших коммунистов, писателей, силовиков, художников, даже чиновников и политиков. Эти всходы покрыли всю страну. На фоне падения всех политических институтов, идеологий и вождей… всё распадается в тлен, а это растёт. Возможно, это и есть рост воинства Христова. А ещё у них попытка анализа: что же было плохого, почему рухнула держава? Может, это начало катакомбного периода в Церкви? П. Я бы не назвал его катакомбным. Катакомбы – это гонимая Церковь. А сегодня её – по милости Божией – никто не гонит. Святой Игнатий Брянчанинов ссылается на святителя Тихона Задонского и применительно к своему времени говорит, что происходит страшная вещь – православие уходит из России, ибо оно – Таинство и Дух. И это он сказал тогда, когда держава набирала силы и наращивала мышцы, во времена Екатерины! Казалось, что нет сильнее страны. Да так оно и было. Однако Русь Святая стала умаляться за счёт державного строительства. Империя стала выше своей христианской основы. А начало-то жизни – Господь. Вот и в Евангелии мать Иоанна и Иакова просит Господа усадить её сыновей рядом с Ним, справа и слева. А остальные десять, услышав, стали негодовать. Властолюбие? Несомненно! А потому понять Россию можно только с позиций жертвы Христовой и первичности духа. Громада России пала по той причине, что в погоне за великой Россией Святая Русь, Русь молитвы и православия, многим патриотам стала не нужна. И даже Столыпин поддался этому имперскому ажиотажу, который тогда стал горделивой самоцелью. Но Бог – ревнив, и Он по любви своей не дал России пасть окончательно. Он попустил для неё две войны – сначала Гражданскую, а затем Вторую мировую, чтобы человек посмотрел вглубь себя, покаялся и познал истину не в материализме, а во Христе, Царство Которого – не от мира сего. Тем не менее Бог всемогущ во всём, кроме одного – Он не может сделать человека верующим насильно. Будучи свободен сам, Он дал абсолютную свободу человеку, сделав его в каком-то смысле богоподобным. И поэтому если я сам свободно избираю Христа, то мне как воину даётся непобедимое оружие. Это «меч духовный» и «щит спасения» – вера и её дела. Труднее всего победить себя. И если только мы сумеем это сделать, то оружие будет всегда в наших руках. А сегодня мы как народ духовно безоружны. Потому как семьдесят лет выжигания веры не могли пройти бесследно. Александр Проханов, возвеличивая Сталина, не понимает, что тот был, есть и остался марксистом-ленинцем. И – богоборцем-атеистом. Да, он по-своему достоин даже уважения за последовательное стояние на своих принципах. Но вот то, что он открыл церкви, – так это же тактика, не более того. Он понял, что противника победит не марксизм-ленинизм, а традиционный патриотизм. Отсюда – погоны, открытые церкви и прочее. И хотя он в конце войны поднимает тост за русский народ, но уже в 1946 году, баллотируясь по Сталинскому кругу, говорит, что победой мы обязаны новому общественному строю во главе с компартией. И это правильно – с его точки зрения. А дальнейшее развитие его марксистско-ленинских взглядов – это две последние сталинские работы. Там нет ни слова о христианстве. Там всё – о разрушении буржуазного строя и замене денег товарообменом. Отсюда – и отмена им празднования Дня Победы, которое было восстановлено лишь в 1965 году. Отменены были даже льготы за ордена, потому как мы, по мнению вождя, не достигли окончательной победы. Нужно было уничтожить империализм вообще – и эта задача была целой религией! Она была более умелой, чем ленинская. Ленин пытался раздуть пожар через Интернационал, через компартию, а Сталин – через русский народ. Отсюда и восстановление русской культуры и прочее. «Каждому по труду», – это ведь сказал ещё святой апостол Павел. Если мы сегодня хотим стать империей без её духовных основ, то мы ничего не сделаем. Смею предположить, что я изучал марксизм-ленинизм гораздо более основательнее, чем Александр Проханов, – у нас на юрфаке МГУ в то время марксизм преподавался выдающейся сталинской профессурой, которая буквально заразила нас всех любовью к предмету. Читали глубоко, вдохновенно, почти религиозно. И я тогда был убеждённейшим марксистом и относился к нему с великим восторгом. Но жизнь, личный опыт и – главное – страшные дела марксистов – геноцид населения, лагеря и ненависть к Богу – всё в конце концов расставили по своим местам и лишили меня иллюзий. И ещё: положение Сталина о том, что по мере развития социализма растёт борьба классов, есть оправдание террора. Пол Пот совершил свои деяния не менее кроваво, а он действовал точь-в-точь по сталинскому методу. В этом смысле сталинская империя – это ведь тоже идол. Создать государственную махину с функцией вселенского центуриона-истребителя с пристёгнутой и обслуживающей его амбиции и гордость христианской религией – это же апофеоз римского властолюбия! Надо чётко отделить – чем свята Россия? Церковью. Именно она создала Россию, а не наоборот. И потому в 90-м году в стране всё рухнуло, все лживые идеалы и построения, всё, кроме Церкви. Когда Сталина приветствовали Патриарх Алексий и митрополит Николай, то другие архиереи, другие иерархи, такие, как Афанасий Сахаров, ещё долго находились в тюрьмах. Поэтому когда Проханов говорит в своей газете о том, что Сталина отпевала Церковь, то можно привести массу примеров, когда те или иные иерархи поклонялись нечестивым царям, императорам-иконоборцам, а верные архипастыри и пастыри оставались в стороне. Не надо смешивать Церковь со священноначалием. Сан обязывает к святости, но не даёт автоматического права его носителю на обладание святостью и истиной. Слава Богу, мы – не папы римские! Когда Иван Грозный писал Курбскому, что как человек я грешен, а как царь свят, то это – хула. Итак, будущее мира в целом и Русской империи в частности зависит только от будущего Церкви. Если Церковь расширится, духовно обновится, тогда продлится наша история. И тогда несчастная, объевшаяся и опившаяся Европа, растерявшая всю свою национальную культуру и остатки христианства, увидит преображение России и тоже может пойти за нами. Н. Трудно говорить на нашем языке с человеком, на девять десятых погружённым в политику.

Продолжение в комментариях:

Рекомендуем
Популярное
наверх