Фильм Владимира Хотиненко «Преображение» («Поп») стал картиной открытия на завершившемся недавно кинофестивале «Окно в Европу».
Рабочее название картины - «Псковская миссия», потому как посвящена Псковской православной миссии - одной из наименее изученных и осмысленных страниц истории Великой Отечественной войны.
С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России.
Успех миссии превзошел все ожидания: были спасены, возвращены к жизни сотни людей. Но судьба почти всех участников миссии оказалась трагической...
Личный подвиг священников, мужественно исполнявших свой долг в условиях двойного гнета - немецких оккупантов и советского режима, должен стать достоянием наших современников, убежден Владимир Хотиненко. В эксклюзивном интервью режиссер подчеркнул: это совершенно неизвестная страница отечественной истории. О партизанах мы знаем немало, о подпольщиках - тоже, а вот подвиги этих людей до сих пор практически не изучены и не освещены, отметил режиссер. Об отце Александре, главном герое картины, правда, был написан роман, подтверждающий, что это был простой человек и вместе с тем совершенно необычный, замечательный...
ПЕРВОМУЧЕНИКИ И ПСКОВ
- Владимир Иванович, картина снималась по заказу кинотелекомпании «Православная энциклопедия»...
- Да, я уже несколько лет работаю с ней. До «Псковской миссии» у нас был фильм «Паломничество в Вечный город» - совместный проект Русской Православной Церкви и Ватикана. Картина была показана в прайм-тайм на канале «Россия» и вызвала большой резонанс.
- Чем эта история особенно замечательна лично для вас?
- Всем! Знаете, в этой картине меня действительно волнует буквально все. И самое волнующее, что каждый человек находился там в чрезвычайно, особенно, исключительно сложных обстоятельствах. С ними драматургически немного сходна, пожалуй, только такая ситуация: человек работает разведчиком, а его считают предателем. Это ж невероятно сложно! Так, у главного героя фильма, отца Александра, все было еще сложнее. Ведь он не был разведчиком - у него и утешения не было. Над ним был всего один суд - Божий... А в жизни он постоянно находился под гнетом гипотетического обвинения в двойном предательстве (политическом и идеологическом), которое стало реальным в конце войны.
Кроме того, в свете Псковской миссии мы совершенно иначе можем посмотреть на некоторые страницы нашей истории. Ведь у нас, насколько я знаю, никогда не показывали эти события в кино - раньше нельзя было касаться этой темы.
- Приведите, пожалуйста, наиболее яркий исторический факт, о котором вы узнали в процессе работы над картиной.
- К слову сказать, у покойного Патриарха Алексия II отец работал в Псковской миссии. И, насколько я знаю, у Алексия сохранились даже детские воспоминания: как они с отцом ездили в лагерь военнопленных.
Сталин ведь проклял их! И у священников, осуществлявших подобную миссию, не было даже никаких договоренностей с Красным Крестом.
Им никто не мог помочь - не имел права! Трудно даже на секунду представить масштаб того бедствия, особенно первых двух лет - что там творилось... Причем, по сохранившимся свидетельствам очевидцев, эти лагеря были пострашнее самого Бухенвальда - зимой в открытом поле веревкой отгораживалось некое пространство, откуда никто не убегал - этим людям просто некуда было бежать.
Они умирали там тысячами: гибли от голода, замерзали.
Таким людям и помогали священники Псковской миссии - конечно, иногда и местные крестьяне пытались что-то сделать для них, но систематическую помощь оказывала только Церковь. Вот это практически абсолютно неизвестный исторический факт, а ведь помогала Церковь очень организованно. Что-то удавалось доставать - одежду, еду, дрова возили.
Известны и другие яркие факты: например, владыка Сергий Воскресенский, экзарх Латвии и Эстонии, фактически возглавивший Псковскую миссию, сумел договориться с немцами, убедить их - и они позволили забрать самых слабеньких, больных детей из лагеря «Саласпилс» и отдать их в семьи священников, прихожан.
ПАТРИОТ... С ГАНТЕЛЬЮ
- В ходе работы над картиной вы много снимали на натуре, в Псковской области. А какова была реакция людей, местного населения на то, что вы делали?
- Замечательная и самая интересная - в Пскове. Мы ведь там реконструировали события военной поры по фотографиям, воссоздавали памятники тех времен, которые немцы снесли. К примеру, была в Пскове стела героям Гражданской войны - фашисты ее разрушили и на том самом месте поставили свастику.
Не на этом месте, разумеется, но для картины мы реконструировали свастику - конечно, бутафорскую. Но очень убедительный получился «монумент»: смотришь в упор - и не разберешь, что это только макет.
Приготовили мы все для съемок и отошли покурить. Вдруг видим - останавливается «жигуленок», оттуда выскакивает мужик в галстуке, с гантелью, подлетает к нашему «памятнику» - и давай его крушить! Правда, после первых ударов он понял, что это бутафория, и даже испугался, потому что мог реально сорвать съемки. Хорошо, у нас оказались «запчасти» - чудом удалось все довольно быстро восстановить. А то съемочный день (и если бы только день!) был бы действительно потерян. Как говорится, и смех и грех: с одной стороны, это, конечно, замечательный порыв, а с другой - эти съемки мы готовили целый месяц. Но по свежести, откровенности - кадр, я вам скажу, был потрясающий! Хотя в картину он, конечно, не вошел.
- Но вы успели хотя бы поговорить с этим патриотом?
- Нет. Когда он понял, в чем дело, то сконфузился и быстренько уехал.
- Скажите, вот ваш фильм будут смотреть молодые. Какой, на ваш взгляд, главный нравственный урок они смогут извлечь из этой истории?
- Главный урок - это безкомпромиссность, по большому счету. Не по каким-то мелочам, а с точки зрения высокого служения. Ведь если по большому счету, то человек в этом мире все равно одинок - в каком бы многолюдном обществе он ни вращался. И один отвечает за содеянное - как высокое, так и низкое. И нет, на мой взгляд, коллективной ответственности - как не бывает коллективной исповеди.
ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
- Отца Александра в вашем фильме сыграл Сергей Маковецкий - это, кажется, первая в его биографии роль духовного лица?
- Да. Он жутко волновался, очень много работал с консультантами - потому что эта роль предполагает и моменты церковной службы, и какие-то другие чисто специфические эпизоды. Надо было все это очень точно отобразить - скажем, правильно ходить с кадилом, в этом ведь тоже есть определенная техника.
- Он всему научился?
- Да, конечно.
- Самый напряженный период работы над фильмом пришелся как раз на время Великого поста. Скажите, пост для вас - в тягость или в радость?
- Не в тягость - а поститься для себя считаю обязательным. Великий пост соблюдаю уже лет 20-25, а крестился я в 80-м году. Сейчас соблюдаю уже все посты - для меня это стало совершенно нормальным. Вот если вдруг перестану, наверняка буду испытывать дискомфорт.
– Если можно, в помощь постящимся: какое ваше любимое постное блюдо?
– Я умею делать очень хорошие постные щи.
- И каков же рецепт?
- Да ничего специального - постная пища ведь потому утонченная в монастырях, что ее делают с молитвой, с любовью, с покоем. Я вообще люблю готовить. Жена делает постный борщ, а я кислые щи с грибочками. Капустка рыночная кислая. Картошечка. Лучок. Капусту хорошо потушить. Грибочки – половину поварить с картошечкой. А половину потушить с лучком. В идеале белые. Но и с шампиньонами хорошо получается.
- Последний вопрос: когда зритель увидит вашу картину «Псковская миссия»?
- Фильм практически готов - думаю, это произойдет уже нынешней осенью.
Беседовала Марина МИСЛАВСКАЯ.