На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА

Сегодня на вопросы наших читателей отвечает протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ – старший духовник Московской епархии, настоятель храмов Покрова Божией Матери и Новомученников и Исповедников Российских в селе Акулово под Москвой.
- Отец Валериан, что такое неофитство? Как оно проявляется? Это бывает у всех людей, приходящих в Церковь?


- Вообще неофитство – явление древнее: неофиты были во все времена, и неофитство всегда, в любой области связано с первым, поверхностным восприятием чего-либо. У нас сейчас немало неофитов в семейной жизни, потому что раньше к семейной жизни людей серьезно готовили: объясняли, каков долг супругов, обязанности. А когда люди имеют поверхностное представление об этом, у них сначала все в розовом тумане. Потом они спускаются на землю с этих заоблачных высот, и начинается уже другая жизнь. И часто делают ошибки, потому что человек воспринимает любую обстановку, любые обстоятельства по своему усмотрению – в зависимости от воспитания, характера.
Но тут есть внутренний вопрос. Людям, принимающим крещение или обращенным через таинство, вначале дается благодать, особая помощь и они, будучи сначала немощными, получают силу, но эта сила еще не их. А они воспринимают это состояние так, будто они уже стали другими. Вот, некоторые говорят: «Я раньше так молился! А потом мне стало как-то трудно…» Есть чье-то высказывание, замечательное по своей простоте: вначале с нами молится Ангел-Хранитель, и в его присутствии мы, не осознавая, чувствуем легкость в молитве. А потом нужно когда-то самому начинать – Ангел ослабляет свою помощь и оставляет человека самого трудиться, и тут человек начинает себя чувствовать, как он есть. Поэтому многим неофитам кажется вначале: на самом деле все просто. Это можно сравнить с тем, как человек навестил больного: доброе дело, тот благодарен ему. Но одно дело – навестить, другое – с этим человеком жить: это дистанция огромного размера. Так же и в духовной жизни. С одной стороны, дается благодатная помощь, а с другой - человек еще не прошел испытания вражеского нападения.
- Каждый человек обязательно вначале должен быть неофитом или нет?.. То есть обязательно платок на глаза, юбку до пят, читать только святых отцов и ходить учить всех? Неофитство – это хорошо или плохо?
- Вообще неофит – это человек, начавший новую жизнь. Считаю, что это очень хорошо: и когда длинную юбку носят, это целомудренно, и скромный платок (не обязательно только на глаза надвинутый совсем)… Есть такие вещи, которые иногда путают: то, что нельзя, с тем, что положено. Это разные ступени. Потому что иногда не положено, например, земной поклон класть, но если человек его сделал, он еще не согрешил. Главное, чтобы не получилось, что человек пришел к вере и продолжает ходить в юбке выше колен, краситься-мазаться, считает, что поститься не нужно, хотя в душе, говорит, я верую… Поэтому одно дело – крайности (есть хлеб с водой), другое – соблюдать уставы. Они являются воспитательным моментом. Так же как и все остальное: прически, наряды, украшения – все должно быть в рамках. Конечно, если скажут: «Я не могу сразу всего этого оставить», – я его понимаю, не в этом главное… Вот тут начинается не ядый ядущаго да не осуждает. Это история, которая происходит не только среди неофитов. Одни: «Только вот так и так!» Другие: «А, это не важно!» Нужно, чтобы ни те, ни другие не считали друг друга ненормальными. И в детях, и во взрослых нужно воспитывать именно то, о чем апостол Павел сказал: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне можно, но ничто не должно обладать мною». Ведь суть-то вся в борьбе с грехом, в очищении от страстей, очищении сердца.
- Наверное, проблема неофитства – это, прежде всего, проблема людей нецерковных: когда они видят, что их друг пришел к вере, они ожидают, что он сразу станет добрее и мягче, а он становится, с их точки зрения, более ригористичным, более…
- Более жестким. Да, это не так просто. Когда чему-то учишь, то какого-то уровня достигаешь постепенно-постепенно. В древности даже жизненный опыт был таков: учить имел право человек после 30 лет. Почему Иоанн Креститель и Спаситель в 30 лет вышли на проповедь. Беда вся в том, что когда человек с чем-то познакомился, ему кажется, что это так легко, что он начинает сразу выступать в роли учителя, еще не побыв, как следует, учеником. Бывают неофиты, которые уже попали в духовенство и даже обязаны учить как священники – вот это еще страшнее.

Картина дня

наверх