
Если спросить, зависит ли экономика от политики, большинство скажет – да. А от культуры? Конечно. Даже культура производства – во многом связана с культурой общества. В том числе, имеет национальную окраску. У японцев – своя культура. У немцев – своя. У русских, безусловно, – своя.
Можно ли заниматься инновациями, если не возвратить в общество традицию – традиционные культуру и моральные принципы?
Один только пример: ещё несколько лет тому назад редко кому в России приходило в голову вместо честного труда наживаться на поставках фальшивых лекарств или торговать наркотиками, разбавлять цемент известью и строить на нём высотные дома, подсыпать в продукты вредные для здоровья добавки и продавать их соотечественникам, вымогать взятки за выполнение своих обязанностей, торговать вверенным оружием или государственными секретами и так далее, и тому подобное. Не то, чтобы таких людей не было, но они были… не типичны. Сегодня же всем этим уже не удивишь, настолько привычны эти случаи. Мы им даже не придаем значения.
Так что же делать? Как такому обществу выжить, не говоря уже о борьбе за инновации и конкурентоспособность в современном мире?
Ещё недавно, лет двадцать тому назад, совершать откровенно бесчестные поступки было непросто. Общественная мораль не позволяла развернуться низменным инстинктам, и нравственное уродство старалось прикрыть себя личиной благопристойности. От этого общество на первый взгляд казалось благополучным. Однако "революция 90-х" сорвала все и всяческие маски. Многие считают, что произошла революция, другие – предательство, измена глобального масштаба. Но разве эти суждения противоречат друг другу?
Подобное случалось и раньше, во время так называемой "февральской революции 1917 года". Часто приводят пронзительные слова святого Царя-мученика Николая II, записанные им в своем дневнике в "окаянные дни": "Кругом измена и трусость, и обман…". Напомним, что в заговоре против царя участвовали депутаты и генералы, клявшиеся ему в верности, присягавшие с целованием Креста и Евангелия и даже члены императорской фамилии. А затем совершившие клятвопреступление – Иудин грех.
Советские учебники истории тщательно скрывали этот факт, пытаясь выдать заговор генералов-предателей и думских масонов то за стихийный протест народа, то за некий объективный исторический процесс. Кто знает, если бы не столь старательно внушаемая ложь, то, возможно, роль измены была бы оценена по достоинству, и сторонникам "развитого социализма" не пришлось бы вновь наступать на заржавевшие грабли в 1991-ом.
В чём же причина этих периодических измен в нашей истории?
Было бы легкомысленно сводить все грани этого явления к элементарному подкупу, хотя, конечно, подкуп тут тоже, как правило, играет роль. Но не один подкуп. Даже Иуда, исторический прообраз изменников всех времён и народов, действовал ведь не из одних "корыстных побуждений", а из какого-то духа… Ведь, это давно замечено, что совершив измену, человек сам полностью меняется, становится не похож на себя. С ним происходит даже внешне заметное превращение, разумеется, в худшую сторону. Не зря говорят, что "на лицо негодяя легла каинова печать". Вспомним хотя бы персонаж "Братьев Карамазовых": Смердякова и заодно и "смердяковщину", которая не раз громко заявляла о себе в нашей истории со времен революции Петра I, в том числе, в советских СМИ в конце 80-х годов.
Но одно дело – личная измена, которая может быть следствием таинственного духовного процесса, а другое – измена массовая, коллективная. Здесь изменники уже не задумываются над вопросом: как смотреть в глаза людям, – они смотрят в глаза друг другу и видят всякий своё отражение, составляя своеобразное "меньшинство", со своими "ценностями малого народа". Здесь не принято думать о большом народе или об ответственности перед Отечеством и Богом. Ничего подобного для них не существует. Отечество для них – "страна пребывания", а народ – "быдло", чем больше его вымрет, тем им спокойней. Естественно, они совершенно не испытывают мук совести. Нечем мучиться. Они крали и будут красть до всякого кризиса, во время кризиса и после кризиса, любые государственные средства расхитят и, не моргнув, положат в свой карман. Их может остановить только угроза немедленного и неотвратимого возмездия. А вот тут вокруг обнаруживается вакуум. И в этом все мы прямо или косвенно виновны.
Дело в том, что есть некий "питательный бульон", в котором любой изменник (а вор и казнокрад, взяточник и компрадор или изменяющий православию священник – это тоже иуды своего рода) чувствует себя как рыба в воде, некий сладкий духовный яд, отравляющий вокруг себя все общественно ценное и нравственно высокое - либерализм. Это идеология, но и не только идеология, а, нечто похуже, – общественная болезнь духовной природы. Как много он принёс нам бед, и как мало мы его знаем! А, между тем, изучение природы этой болезни могло бы вооружить нас против новых, грядущих ломок, измен и революций.
Термин "либерализм", как известно, от латинского liberalis – свободный.
В политическом смысле либерализм – идеология, провозгласившая свободу и прогресс главными ценностями современного мира, причем свободу без нравственного самоограничения, без ответственности перед Богом и ближними, а прогресс как непрерывную ломку "старого" ради "нового", как неукротимое технологическое развитие, в том числе, и социума (революция), без духовного совершенствования личности. "Обещают другим свободу, будучи сами – рабами тления", – сказано о либералах святыми отцами Церкви, ибо из Евангелия следует, что реален только один вид свободы – свобода во Христе: "…познайте Истину и Истина сделает Вас свободными". Все иное – самообман и рабство греху.
Однако либералы не интересуются Истиной и трактуют свободу совершено иначе. Свобода для них – это сладкая приманка, мечта о всемогуществе и вседозволенности. Психологически либерализм подразумевает не только права личности, капитала и прессы, но нечто неизмеримо большее: связанную с ними духовную и нравственную распущенность человеческого эго, возомнившего себя центром мироздания: ("человек – мера всех вещей") и, прежде всего, свободу от совести, от нравственного самоограничения и ответственности, от заповедей Божиих, свободу как отрицание Божественного миропорядка как утверждение относительности истины и, как следствие, торжество лжи.
Античное "человек есть мера всех вещей" как раз и подразумевает, что всё в этом мире принадлежит раскрепощённой человеческой воле, свободной от любых внешних оценок, никому не подконтрольной и ничем не ограниченной. Грешный человек, с его "страстьми и похотьми" ставится в центр мироздания, мировой "системы координат", а, следовательно, не нуждается в другой "системе координат": в национальной, государственной или Божественной, где есть свои очень точные "меры" и весы, свои границы дозволенного и недозволенного. (Разумеется, раскрепоститься на деле позволяется не всем, а только избранным, сильным, объединённым круговой порукой).
Столь серьезное и основательное "самоосвобождение человеческого духа" рождает самые мрачные последствия для человека и человеческого общества.
Так что же такое либерализм в его философском и социально-психологическом проявлениях?
Начнём с того, что либерализм весьма живуч, потому что апеллирует к нашим человеческим немощам, к нашим склонностям к гордыне, комфорту и саможалению.
Либерализм – это всегда утрата бдительности, обман и расслабление духа, вызванные сном разума.
Либерализм – это превозношение частного над общим, части над целым и низшего над высшим. Либерализм – это исчезновение из личного и общественного сознания иерархии нравственных ценностей, утрата контроля духовного начала над чувственно-материальным, отрицание приоритета общественных целей перед личными.
Либерализм – это сочувствие и терпимость к предательству, бесчестию, трусости, алчности, ко всякой человеческой низости и ничтожеству, к хлюпающей нравственной грязи, безответственности и самооправданию. Либерализм – это терпимость к пороку и ненависть к религиозному самоограничению и нравственной высоте.
Либерализм – торжество прав эгоизма "человека развращенного и развращающего" над правами народов и государств. Либерализм – это идеология разнуздания страстей, едва сдерживаемых юридическими законами и грубой силой.
Либерализм – идеология атомизации общества, лишения его нравственной солидарности, религиозного и исторического смысла, идеология разделения на отдельные воюющие со всеми похотливые единицы – индивидуумы, превращения народного тела в бесформенную, лишённую социального иммунитета массу.