Доклад на встрече с преподавателями и студентами Самарского Государственного университета путей сообщения Священноначалие и, прежде всего, Предстоятель Русской Православной Церкви в выступлениях на крупнейших европейских форумах, перед Парламентской ассамблей Совета Европы неустанно напоминают населению континента о том, что именно христианские идеи достоинства, свободы и нравственности создали уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом. Именно благодаря христианскому отношению к человеку в Европе и в целом в мире вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Сегодня происходит губительный для мировой цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Глава Русской Православной Церкви отметил, что, к сожалению, появляется новый вид прав, противоречащих нравственности, и что с помощью этих прав оправдываются безнравственные поступки. Однако именно нравственность обезпечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Попытки построить будущее Европы и всего мира без Бога, без христианской традиции, противоестественны и обречены на провал. Пора признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Это признается очень неохотно, но сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных религий и секулярного мира весьма показателен. Особое звучание принимает этот диалог в свете нарастающего в мире понимания того, что именно в восточном Христианстве, и особенно в крупнейшей из Православных Церквей — Русской — в полноте хранятся основополагающие ценности, на которых создана европейская и мировая цивилизации. Не так давно мы праздновали 90-летие восстановления Патриаршества, что было исполнением спасительного Божия Промысла, который утвердил Русскую Церковь на незыблемом каноническом основании. Эта твердость, основательность в конечном итоге и обращают взоры ответственных людей во всем мире на нашу Святую Церковь, имеющих в Ней и свое упование. Согласно русской пословице, кто Богу не грешен, царю не виноват. В этом изречении заложен глубочайший инстинкт русской нации - инстинкт духовно-политического единства. Россия явила долгожданный в истории синтез духовно-политической империи и интерконфессионального сверхгосударства. России удалось добиться небывалого в истории гармонического синтеза культур и племен, мирной христианизации и ассимиляции, создания сверхнациональных и сверхконфессиональных коалиций и союзов. Эти уникальные свойства России - Третьего Рима - становятся вдохновляющим примером в свете нарастающего противостояния традиционных христианских ценностей с одной стороны и «нового язычества» и «нового варварства» с другой. Россия как тип своеобразной «правильной» империи представляет собой исключительное государство, она является историческим шедевром, которым мы как нация можем гордиться. «Всечеловечность» и «пластичность» русской цивилизации соединилась с принципиальной независимостью, «неотмирностью» и «миродержавием» русских как духовно-политической нации. То, что можно понять на уровне индивида (благородный рыцарь, святой воин) представляется совершенно невероятным на уровне больших историко-культурных миров. И, тем не менее, Россия осуществила этот идеал. Она всегда вела лишь оборонительные войны, редкие в истории случаи экспансии носили характер самозащиты от набегов и внешней агрессии. Россия постоянно провозила «политику принципов» и шла навстречу тем, кто уповал на ее помощь, исходя из духовных и нравственных христианских норм. Политика принципов проявила себя и в царствование последних Романовых, и в советский период, когда поддержка многих иностранных государств была не менее безкорыстной, но обосновывалась «интернациональной солидарностью» и «дружбой народов». Православная традиция – вопреки расхожему интеллигентскому мнению – постоянно давала примеры и социально-экономической, и политической, и культурной модернизации - без нарушения догматической стороны своего вероучения. Русская вера всегда включала в себя задачи построения земной социальной системы, не бегства от мира, но его преображения и, как результат миродержавия, которое понимается как созидание духовно-политической цитадели против разрушительных сил. Православие не сводится только к мистической, таинственной составляющей, но и выполняет функцию поддержания национальной идентичности. Для нас, как нации, этот аспект Православия важен, как никогда. Россия является для своего народа духовным символом такого же порядка, как Бог, Церковь, вера. Вера в Россию это кредо истинного патриота, для которого она является высшей драгоценностью его жизни, сообщает жизни облагораживающий смысл. Для верующего человека должно быть очевидно, что Святая Русь занимает особое место в замысле Божием. Миссия народа России - быть хранителем заповедной земли, а через нее хранить мировую гармонию. Принадлежность своей стране, Отчизне приобретает духовный смысл. Вера в Россию может объединять не только православных патриотов, но и патриотов-мусульман, патриотов-буддистов, других верующих, наконец, патриотов-атеистов и даже агностиков. Русская Православная Церковь стремится говорить на языке, понятном не только единоверцам, а всем людям, которых соединяет с Россией общее дело, общие исторические истоки, принадлежность к одной великой цивилизации. В то же время миссия Русской цивилизации — удержать род людской от катастрофы. Спасая себя, великая Россия выручает все человечество. Ибо единственный шанс русских на будущее — в построении цивилизации нового типа, цивилизации справедливости, мудрости и милосердия, основанной на тысячелетних православных ценностях. Несмотря на новые вызовы века глобализации, Православие в мире собирает силы и наращивает влияние. Но видимое влияние Православия в России и в мире несопоставимо с той незаметной на первый взгляд внутренней силой, которую имеет оно в сознании людей как глубоко верующих, так и этнических православных. Для примера приведу следующие цифры: в настоящее время РПЦ насчитывает около 20 тысяч приходов, 500 монастырей, более 40 высших духовных школ — академий, семинарий, богословских институтов и университетов. Являясь единственной нерасчлененной традиционной структурой на всем пространстве исторической России и СССР, Русская Православная Церковь прилагает колоссальные усилия по сохранению и упрочнению этого единства и по распространению и утверждению православных ценностей в мире. По оценкам экспертов с Православием отождествляют себя около 500 миллионов жителей планеты и около 120-125 миллионов жителей России (порядка 85% ее населения), причем эта цифра постоянно растет. Нужно рассматривать Русскую Православную Церковь не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную самой национально-государственной традиции России и любой другой страны, где православные традиции имеют национальные корни. Иными словами, требуется сделать традицию тем, чем ей быть естественно - полем общенационального политического и духовного согласия. Защита православных традиций и ценностей от различных нападок и снятие с них ограничений должны осуществляться не во имя прав православного человека, а и в общенациональных интересах. Православного человека не может не интересовать судьба своего земного Отечества и осуществление воли Божией в жизни каждого народа. Святой Игнатий Брянчанинов писал: «Усилия человеческие, судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной... Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение». Святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более мощной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу, и будет по завету князя Владимира — нам единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Понимание того, что России предопределена Богом совершенно особая судьба и роль в истории человечества, в корне меняет представление о будущем страны, о будущем Православия в мире. Россия повторяет в истории Крестный путь Иисуса Христа: униженная и распятая, она воскреснет, крепкая своей верой в Бога. Разделяя судьбу своего народа, тем же путем идет Русская Православная Церковь: почти уничтоженная в XX веке, она воскресает, чтобы не быть гонимой и остаться хранительницей Божественной Истины до последних времен. Если «зрить в корень», основная причина современных российских бед, навязанная нам извне несовместимая с нашим национальным характером модель экономики. Следствием такой экономики служит, в частности, катастрофическое состояние нашего сельского хозяйства. Мы не должны повторить путь некоторых других народов мира. Ведь жизнь по принципу безудержного накопительства и горделивого презрения к другим нациям развратила западную цивилизацию до такой степени, что она утратила христианские ценности и движется к предсказанному в Евангелии царству антихриста. По меткому замечанию одного из иерархов РПЦ, идеология потребления — это попытка построить утопию, которая, как и всякая другая, обречена стать антиутопией. Россия выступает ныне в роли Третьего Рима, удерживающего мир от окончательного распада. В первую очередь, важно помочь обществу глубже осознать, что модернизация России на западный манер ведет к уничтожению нашей русской духовности. Как никогда, России сейчас необходимо национальное согласие. Произрастать оно должно не из пресловутой толерантности, обезоруживающий народ перед напором экономических и духовных колонизаторов, а из активного отношения каждого человека к отечественной истории, к жизни своего государства. То, что такой процесс в России обозначился, - факт безспорный. Но в большей степени необходима смена экономического курса. Россия не должна быть только поставщиком сырья, надо идти в сторону развития наукоемких технологий, укрепления обороны и продовольственной безопасности. Нужна и новая культурная политика, которая должна опираться на Православие и на его культурные и духовные тысячелетние ценности. Дорогой ценой завоевано все, что ныне составляет законную гордость русских православных людей. Революция принесла России не только многочисленные бедствия, связанные с братоубийственной войной и жестокими репрессиями, - большевики пытались изменить мировоззрение людей. Коммунистическая идеология основывалась на отказе от общехристианской морали, декларируя полное противопоставление ее нормам. Само существование Церкви с ее проповедью евангельских истин являлось живым укором для тех, кто, раздувая пламя гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и безпощадный кровавый террор как метод государственной политики. Церковь для них была голосом обличающей совести, который нельзя было ничем заглушить. Поэтому ее пытались уничтожить. В двадцатых годах прошлого века во время кампании по изъятию церковных ценностей духовенства погибло столько же, сколько за всю Гражданскую войну. С 1918 по 1921 год погибли 23 архиерея и более 10 тысяч священнослужителей. В 1922-1923 годы было уничтожено примерно столько же духовенства. В эти годы тяжелейших гонений особенно отчетливо проявилось историческое значение Поместного Собора 1917-1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Ныне мы являемся свидетелями того, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его преемниками, привел к тому, что Русская Церковь обрела свое место в обществе. Возрождение духовной жизни в нашем отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имеет своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Предстоятелей Русской Церкви XX века. Он позволил нашей стране выйти на рубежи новой эпохи, которую современники назвали Вторым Крещением Руси. Выживание европейских народов, в том числе и русского, зависит от того, сколь успешно им удастся сохранять и применять на практике главные положения традиционной христианской системы ценностей, на которой выросла государственность и культура всех стран континента. Сегодня повсюду в мире и, к сожалению, у нас в России активно разрушаются традиционные ценности и внедряются в общественное сознание ложные. Возведенная во главу угла так называемая «толерантность», призвана не столько воспитывать в людях терпимость, черту, безусловно, хорошую, сколько затемнять духовные основы личности, уравнивая понятия добра и зла. На фоне продолжающихся попыток разрушить культурный фундамент целого континента, в общественном сознании продолжают культивироваться эгоизм, безразличие, цинизм, жестокость и космополитизм. Следствием становятся правовой конформизм, презрение к труду, неуважение к старшим и властям, утрата чувства патриотизма. У нас в России люди были десятилетиями насильственно оторваны от своей Православной веры, от своей истории. Ныне они начинают вновь их обретать. В духовно-нравственный компонент школьного образования, который ныне принят, заложены и «Основы православной культуры». Во многих регионах, в том числе и в нашем, в этом направлении давно достигнуты определенные успехи. Возврат к основам веры необходим не только современной российской школе, но и всему российскому обществу. Аналогичные процессы происходят и в исторической науке, которая очищается от искажений и преисполняется утраченным было высшим смыслом. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может многому научить и нас и наших друзей за рубежом. Церковь, Православная вера остаются величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское.
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: Миссия РПЦ в наши дни"
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться