На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: Миссия РПЦ в наши дни"

Доклад на встрече с преподавателями и студентами Самарского Государственного университета путей сообщения Священноначалие и, прежде всего, Предсто­ятель Русской Православной Церкви в вы­ступлениях на крупнейших европейских фо­румах, перед Парламентской ассамблей Со­вета Европы неустанно напоминают населе­нию континента о том, что именно христи­анские идеи достоинства, свободы и нрав­ственности создали уникальный код евро­пейского сознания, обладающий неиссяка­емым созидательным потенциалом.

Имен­но благодаря христианскому отношению к человеку в Европе и в целом в мире вызре­ли высокие социально-политические стан­дарты жизни, определилась этика межлич­ностных отношений, получили развитие наука и культура. Сегодня происходит губительный для ми­ровой цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Глава Рус­ской Православной Церкви отметил, что, к сожалению, появляется новый вид прав, про­тиворечащих нравственности, и что с помо­щью этих прав оправдываются безнравствен­ные поступки. Однако именно нравствен­ность обезпечивает жизнеспособность и раз­витие общества, его единство, достижение которого является одной из целей Европейс­кой конвенции о защите прав человека. По­пытки построить будущее Европы и всего мира без Бога, без христианской традиции, противоестественны и обречены на провал. Пора признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Это признается очень неохотно, но сам факт начавшегося диалога между представителями традиционных рели­гий и секулярного мира весьма показателен. Особое звучание принимает этот диалог в свете нарастающего в мире понимания того, что именно в восточном Христианстве, и осо­бенно в крупнейшей из Православных Церк­вей — Русской — в полноте хранятся основополагающие ценности, на которых создана европейская и мировая цивилизации.
Не так давно мы праздновали 90-летие восстановления Патриаршества, что было исполнением спасительного Божия Промысла, который утвердил Русскую Церковь на незыблемом каноническом основании. Эта твердость, ос­новательность в конечном итоге и обращают взоры ответственных людей во всем мире на нашу Святую Церковь, имеющих в Ней и свое упование. Согласно русской пословице, кто Богу не грешен, царю не виноват. В этом изречении заложен глубочайший инстинкт русской на­ции - инстинкт духовно-политического единства. Россия явила долгожданный в ис­тории синтез духовно-политической импе­рии и интерконфессионального сверхгосу­дарства. России удалось добиться небывало­го в истории гармонического синтеза культур и племен, мирной христианизации и ассими­ляции, создания сверхнациональных и сверх­конфессиональных коалиций и союзов. Эти уникальные свойства России - Третьего Рима - становятся вдохновляющим примером в свете нарастающего противостояния тради­ционных христианских ценностей с одной стороны и «нового язычества» и «нового вар­варства» с другой. Россия как тип своеобразной «правиль­ной» империи представляет собой исключи­тельное государство, она является историчес­ким шедевром, которым мы как нация можем гордиться. «Всечеловечность» и «пластич­ность» русской цивилизации соединилась с принципиальной независимостью, «неотмирностью» и «миродержавием» русских как духовно-политической нации. То, что можно понять на уровне индивида (благородный рыцарь, святой воин) представляется совер­шенно невероятным на уровне больших ис­торико-культурных миров. И, тем не менее, Россия осуществила этот идеал. Она всегда вела лишь оборонительные войны, редкие в истории случаи экспансии носили характер самозащиты от набегов и внешней агрессии. Россия постоянно провозила «политику принципов» и шла навстречу тем, кто уповал на ее помощь, исходя из духовных и нравственных христианских норм. Политика принципов проявила себя и в царствование последних Романовых, и в советский период, когда поддержка многих иностранных государств была не менее безкорыстной, но обосновывалась «интернациональной солидарностью» и «дружбой народов». Православная традиция – вопреки расхожему интеллигентскому мнению – постоянно давала примеры и социально-экономической, и политической, и культурной модернизации - без нарушения догматической сто­роны своего вероучения. Русская вера всегда включала в себя задачи построения земной социальной системы, не бегства от мира, но его преображения и, как результат миродержавия, которое понимается как созидание духовно-политической цитадели против раз­рушительных сил. Православие не сводится только к мистической, таинственной состав­ляющей, но и выполняет функцию поддержа­ния национальной идентичности. Для нас, как нации, этот аспект Православия важен, как никогда. Россия является для своего народа духов­ным символом такого же порядка, как Бог, Церковь, вера. Вера в Россию это кредо ис­тинного патриота, для которого она является высшей драгоценностью его жизни, сообща­ет жизни облагораживающий смысл. Для ве­рующего человека должно быть очевидно, что Святая Русь занимает особое место в замыс­ле Божием. Миссия народа России - быть хранителем заповедной земли, а через нее хранить мировую гармонию. Принадлеж­ность своей стране, Отчизне приобретает ду­ховный смысл. Вера в Россию может объеди­нять не только православных патриотов, но и патриотов-мусульман, патриотов-буддистов, других верующих, наконец, патриотов-атеи­стов и даже агностиков. Русская Православ­ная Церковь стремится говорить на языке, понятном не только единоверцам, а всем лю­дям, которых соединяет с Россией общее дело, общие исторические истоки, принадлежность к одной великой цивилизации. В то же время миссия Русской цивилиза­ции — удержать род людской от катастрофы. Спасая себя, великая Россия выручает все человечество. Ибо единственный шанс рус­ских на будущее — в построении цивилиза­ции нового типа, цивилизации справедливо­сти, мудрости и милосердия, основанной на тысячелетних православных ценностях. Несмотря на новые вызовы века глобали­зации, Православие в мире собирает силы и наращивает влияние. Но видимое влияние Православия в России и в мире несопостави­мо с той незаметной на первый взгляд внут­ренней силой, которую имеет оно в сознании людей как глубоко верующих, так и этничес­ких православных. Для примера приведу сле­дующие цифры: в настоящее время РПЦ на­считывает около 20 тысяч приходов, 500 монастырей, более 40 высших духовных школ — академий, семинарий, богословских институтов и университетов. Являясь единствен­ной нерасчлененной традиционной структу­рой на всем пространстве исторической Рос­сии и СССР, Русская Православная Церковь прилагает колоссальные усилия по сохране­нию и упрочнению этого единства и по рас­пространению и утверждению православных ценностей в мире. По оценкам экспертов с Православием отождествляют себя около 500 миллионов жителей планеты и около 120-125 миллионов жителей России (порядка 85% ее населения), причем эта цифра постоянно растет. Нужно рассматривать Русскую Право­славную Церковь не как сегмент обществен­ной жизни, но как силу, тождественную самой национально-государственной традиции России и любой другой страны, где право­славные традиции имеют национальные кор­ни. Иными словами, требуется сделать тради­цию тем, чем ей быть естественно - полем общенационального политического и духов­ного согласия. Защита православных тради­ций и ценностей от различных нападок и сня­тие с них ограничений должны осуществ­ляться не во имя прав православного челове­ка, а и в общенациональных интересах. Православного человека не может не ин­тересовать судьба своего земного Отечества и осуществление воли Божией в жизни каж­дого народа. Святой Игнатий Брянчанинов писал: «Усилия человеческие, судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России пред­назначено огромное значение. Она будет пре­обладать над вселенной... Враги разбудят, по­трясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они воз­высят ее, таково ее предопределение». Святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Я предвижу восстановле­ние мощной России, еще более мощной и мо­гучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу, и будет по за­вету князя Владимира — нам единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благо­дарить Бога за то, что он русский». Понимание того, что России предопреде­лена Богом совершенно особая судьба и роль в истории человечества, в корне меняет пред­ставление о будущем страны, о будущем Пра­вославия в мире. Россия повторяет в истории Крестный путь Иисуса Христа: униженная и распятая, она воскреснет, крепкая своей ве­рой в Бога. Разделяя судьбу своего народа, тем же путем идет Русская Православная Цер­ковь: почти уничтоженная в XX веке, она вос­кресает, чтобы не быть гонимой и остаться хранительницей Божественной Истины до последних времен. Если «зрить в корень», основная причина современных российских бед, навязанная нам извне несовместимая с нашим нацио­нальным характером модель экономики. Следствием такой экономики служит, в част­ности, катастрофическое состояние нашего сельского хозяйства. Мы не должны повто­рить путь некоторых других народов мира. Ведь жизнь по принципу безудержного на­копительства и горделивого презрения к дру­гим нациям развратила западную цивилиза­цию до такой степени, что она утратила хрис­тианские ценности и движется к предсказан­ному в Евангелии царству антихриста. По меткому замечанию одного из иерархов РПЦ, идеология потребления — это попытка пост­роить утопию, которая, как и всякая другая, обречена стать антиутопией. Россия выступает ныне в роли Третьего Рима, удерживающего мир от окончательно­го распада. В первую очередь, важно помочь обществу глубже осознать, что модернизация России на западный манер ведет к уничтоже­нию нашей русской духовности. Как никогда, России сейчас необходимо национальное согласие. Произрастать оно должно не из пресловутой толерантности, обезоруживающий народ перед напором эко­номических и духовных колонизаторов, а из активного отношения каждого человека к отечественной истории, к жизни своего госу­дарства. То, что такой процесс в России обо­значился, - факт безспорный. Но в большей степени необходима смена экономического курса. Россия не должна быть только постав­щиком сырья, надо идти в сторону развития наукоемких технологий, укрепления оборо­ны и продовольственной безопасности. Нуж­на и новая культурная политика, которая должна опираться на Православие и на его куль­турные и духовные тысячелетние ценности. Дорогой ценой завоевано все, что ныне составляет законную гордость русских пра­вославных людей. Революция принесла Рос­сии не только многочисленные бедствия, свя­занные с братоубийственной войной и жес­токими репрессиями, - большевики пытались изменить мировоззрение людей. Коммунис­тическая идеология основывалась на отказе от общехристианской морали, декларируя полное противопоставление ее нормам. Само существование Церкви с ее проповедью еван­гельских истин являлось живым укором для тех, кто, раздувая пламя гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила челове­ческого общежития, сея соблазн, проповедо­вал вседозволенность и безпощадный крова­вый террор как метод государственной поли­тики. Церковь для них была голосом облича­ющей совести, который нельзя было ничем заглушить. Поэтому ее пытались уничтожить. В двадцатых годах прошлого века во вре­мя кампании по изъятию церковных ценнос­тей духовенства погибло столько же, сколько за всю Гражданскую войну. С 1918 по 1921 год погибли 23 архиерея и более 10 тысяч свя­щеннослужителей. В 1922-1923 годы было уничтожено примерно столько же духовен­ства. В эти годы тяжелейших гонений особенно отчетливо проявилось историческое значе­ние Поместного Собора 1917-1918 годов, при­нявшего решение о восстановлении Патри­аршества. Ныне мы являемся свидетелями того, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его преемниками, привел к тому, что Русская Церковь обрела свое место в обществе. Возрождение духовной жизни в нашем отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних де­сятилетий, имеет своим твердым основани­ем поистине исповеднический подвиг Пред­стоятелей Русской Церкви XX века. Он по­зволил нашей стране выйти на рубежи новой эпохи, которую современники назвали Вто­рым Крещением Руси. Выживание европейских народов, в том числе и русского, зависит от того, сколь успеш­но им удастся сохранять и применять на прак­тике главные положения традиционной хри­стианской системы ценностей, на которой выросла государственность и культура всех стран континента. Сегодня повсюду в мире и, к сожалению, у нас в России активно разру­шаются традиционные ценности и внедряют­ся в общественное сознание ложные. Возве­денная во главу угла так называемая «толе­рантность», призвана не столько воспитывать в людях терпимость, черту, безусловно, хоро­шую, сколько затемнять духовные основы личности, уравнивая понятия добра и зла. На фоне продолжающихся попыток раз­рушить культурный фундамент целого кон­тинента, в общественном сознании продол­жают культивироваться эгоизм, безразличие, цинизм, жестокость и космополитизм. След­ствием становятся правовой конформизм, презрение к труду, неуважение к старшим и властям, утрата чувства патриотизма. У нас в России люди были десятилетиями насильственно оторваны от своей Православ­ной веры, от своей истории. Ныне они начи­нают вновь их обретать. В духовно-нрав­ственный компонент школьного образова­ния, который ныне принят, заложены и «Ос­новы православной культуры». Во многих регионах, в том числе и в нашем, в этом на­правлении давно достигнуты определенные успехи. Возврат к основам веры необходим не только современной российской школе, но и всему российскому обществу. Аналогичные процессы происходят и в исторической на­уке, которая очищается от искажений и пре­исполняется утраченным было высшим смыслом. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может многому научить и нас и наших друзей за рубежом. Церковь, Православная вера остаются ве­личайшей святыней для огромного большин­ства населения России и великой историчес­кой силой, созидавшей Государство Российс­кое.

наверх